Возрастные кризисы у детей: в каком возрасте бывают и что делать?

Многих родителей пугает период подготовки ребёнка к школе и начало учебной деятельности. Происходят существенные изменения в его личности, поведении и образе жизни. Важным становится не только привить новые умения, привычки и интерес к обучению, но и проявлять особое внимание к истинным интересам и потребностям своего чада в это непростое время. Размышляя над тем, как воспитывать ребёнка 6-7 лет, помните не только о предстоящих задачах, но и об особенностях развития в этом возрасте.

Что такое кризис и почему он возникает?

Кризис возникает, когда по-старому уже «не хочу», а по-другому еще «не умею». Это происходит в те периоды, когда человек приобрел новую способность, открыл для себя что-то новое, в нем произошли психологические изменения — то есть он изменился и уже не может жить по-старому.

Но и как жить по-другому, он еще не знает, не научился, то есть не интегрировал новые качества в свою жизнь. Это очень сложный период, как для самого человека, так и для его близких. Идет перестройка взаимо­отношений с учетом новых возможностей.

Нужно время, принятие, поддержка, собственная перестройка и много терпения со стороны близких, чтобы человек не застрял и вышел из кризиса на новый уровень. И не важно, сколько ему лет – три года или 40.

Социальные факторы влияния

Социальные факторы влияния

Социальные факторы влияния
Социальные факторы влияния

Детские психологи обозначают, что возрастные кризисы у детей дошкольного возраста недостаточно изучены до сих пор. Многие разноплановые факторы оказывают влияние на возникновение негативных и парадоксальных искажений в восприятии и поведении старшего дошколенка. Взросление, воспитание и созревание будущего школьника происходит в разноплановых социальных и нравственно – психологических условиях, что также может негативно влиять на весь процесс перехода из детского сада в интеграции в коллектив школьного класса. Уровень материального достатка и семейных возможностей первоклассника имеет существенное значение в подготовке и безболезненной адаптации ребенка к школьной жизни.

Социальные факторы влияния
Социальные факторы влияния

Что можете сделать вы как родители?

Для родителей этот период развития ребенка часто оказывается кризисом собственной системы воспитания, поскольку они, как правило, пытаются сохранить старые формы взаимодействия, которые уже неэффективны. Если удается найти новые продуктивные способы взаимодействия с ребенком, выстроить «понимающие» отношения, то кризис разрешается. Поэтому родителям желательно быть готовыми не только действовать, но и анализировать собственные действия.

В этот период ребенок нуждается в ответной реакции на свое поведение. Ему надо увидеть себя в новом качестве взрослого, поэтому он ожидает от вас реакции на свое новое поведение.

В поведении родителей по отношению к детям возможны две крайние стратегии: безусловный запрет и полное попустительство. В первом случае ребенок лишается возможности реально сделать что-то, оценить свои возможности, а следовательно, развиваться. Во втором он не может почувствовать границ, что тоже приводит к негативным результатам. Таким образом, обе эти стратегии неадекватны задачам развития ребенка. Пресечение действий ребенка не только нерезультативно, но и вредно. Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий, приобретать уверенность в себе, тогда в дальнейшей жизни он будет вести себя уверенно и адекватно, сможет непринужденно и эффективно использовать свои навыки и интеллект. Однако в жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты). При этом правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

В связи с выходом ребенка на новый уровень развития вам следует пересмотреть свои требования, постепенно расширяя зону его самостоятельности, разрешая ребенку поступать по его собственному усмотрению или желанию. Не следует вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

Предоставляйте ребенку возможности для новых видов деятельности. Можно предлагать новые формы занятий, новые обязанности. Расширение сферы интересов ребенка нуждается в поощрении. Следует поддерживать интерес ребенка к миру людей и вещей, давать ему пищу для развития (походы в музеи, на экскурсии).

В этом возрасте уже возможны словесные формы помощи ребенку. Полезно обсуждать с ним его требования и желания, это дает ему возможность воссоздать действия в словах, не проигрывая их в реальности. Конструктивный диалог с ребенком, предоставление ему возможности высказать свое мнение — одна из форм адекватной реакции взрослого на изменившееся поведение ребенка. При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему возникли такие правила. В некоторых случаях можно просто коротко сказать: «Так принято».

Предоставляйте ребенку возможность позаботиться о вас, тогда он вырастет более чутким к нуждам других.

Если вы заметите, что ребенок охладел к играм и забавам, дайте ему книги, тем самым вы дадите ему толчок к дальнейшему развитию. Теперь оно будет направлено на получение новых знаний и на умение контролировать свое поведение. Ребенок вновь обретет желание подчиняться взрослым, слушаться их, но теперь в новой ситуации — в учебной деятельности.

Таким образом, как и в предыдущие кризисы развития, старайтесь эмоционально поддерживать ребенка, не отказывать ему в помощи, но пресекать неприемлемое поведение. Это помогает ребенку найти свое место в изменяющихся условиях жизни.

Воспитание мальчиков и девочек в 6-лет

В этом возрасте следует обращать внимание сына или дочери на особенности поведения, характерные для мальчиков и девочек соответственно.

Читайте также:  Гимнастика для детей - какой вид гимнастики выбрать

Девочке 6 лет нужно прививать аккуратность, любовь к чистоте, отзывчивость, умение заботиться о других, учить выполнять некоторые домашние дела, помогать маме по хозяйству.

В воспитании мальчика 6-7 лет важную роль играет отец, поскольку он является примером для подражания и демонстрирует то, как должен вести себя мужчина. Сына нужно учить брать на себя ответственность, подчёркивать его роль как будущего защитника, прививать ему интерес к «мужским» занятиям (что-то мастерить, собирать, ремонтировать и т. д.).

Усидчивость и умение сосредотачиваться на выполнении учебных заданий важно формировать у детей обоего пола. Хотя, как показывает практика, занятия с мальчиками обычно требуют чуть больших усилий со стороны родителей.

Подростковый возраст

Это переломный возраст, когда происходит половое созревание. Его еще называют критическим, поскольку ребенок может стать неуправляемым.

Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер считал этот возраст периодом врастания в культуру. Он разделил протекание подросткового периода на три категории.

Первый тип — бурный, резкий и бунтующий. Происходит своего рода перерождение, и из подростка вырастает совершенно другой взрослый человек с другими качествами.

Второй тип протекает плавно. Ребенок постепенно приобщается к взрослой жизни, приобретая черты взрослого человека без кардинальных личностных изменений.

Третий тип представляют собой подростки, которые активно занимаются самовоспитанием. Они самостоятельно справляются с трудностями перехода во взрослую жизнь, проявляя железную волю.

В переходном возрасте происходит осознание подростком себя как личности.

Половое созревание накладывает свой отпечаток на этот процесс. Дети становятся чрезмерно чувствительными и ранимыми, возбудимыми и даже агрессивными. Они могут ненавидеть себя и весь окружающий мир, тянуться к таинственному и непонятному. Особой притягательной силой для них обладают все запретные вещи.

Читайте также:  Учим детей, видео для детей учим ребенка дома обучающие игры для детей, учить буквы онлайн \ Что нужно знать родителям?

Этот неустойчивый период скоро заканчивается и ребенок загорается оптимизмом. Меланхолия может смениться повышенной тягой к знаниям и работоспособностью. Подростки строят глобальные планы и берутся решать непосильные задачи. Психология детская вытесняется естественным образом.

КРИЗИС ВЗРОСЛОСТИ – ЛЕТ: НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

Кризис у ребенка в возрасте 7 лет считается переломным, с точки зрения развития малыша. Его основными чертами часто называют непослушание, манерность и различные кривляния. Ребенок становится просто неуправляемым, плохо отзывается на замечания родителей и не отзывается на них вообще, начинает делать вид, что он не хочет и не может слышать то, что говорят взрослые, и даже может идти на открытый конфликт.

Основывается данный кризис на интеллектуальной составляющей. Ребенок уже может построить связь между поступком и переживанием. Теперь для него правила, предложенные родителем – образец мира детства, а ему хочется взрослости, и он старательно отказывается выполнять требования родителей.

Кроме того, у семилетки уже появляется необходимость в социальном взаимодействии. Это основывается еще и на том, что в этот момент малыши становятся школьниками, что также приводит к развитию «взрослости» у них.

Кризис подросткового периода, как правило, имеет под собой гормональную основу и проходит по тому сценарию, который вы закладывали в ребенка ранее. Главное, что следует понять – подростку тоже сейчас тяжело. И необходимо вместе найти выход из положения, чтобы этот кризис прошел как можно менее болезненно.