Воспитатель высшей категории Лупашева Ирина Александровна

По мнению большинства педиатров и детских психологов, 5-6 лет – самый замечательный возраст у детей. Кризис 3 лет давно позади, а до кризиса 7 лет еще есть время на отдых. В этом возрасте детки почти полностью автономны, многое знают и умеют.

Уметь воспринимать критику

Чтобы в 10 лет для ребенка критика не становилась трагедией, c самого раннего возраста нельзя его перехваливать. Если малыш привык, что все его ошибки, неудачи и плохое поведение оправдывают какими-то внешними обстоятельствами и продолжают "нахваливать", то к подростковому возрасту он будет совсем не готов столкнуться с чьей-либо критикой. А с ней в жизни приходится иметь дело абсолютно всем.

Если ребенок знает, что у него не всегда все получается идеально, чужую критику будет воспринимать менее болезненно.

Важно также объяснить малышу, что критика бывает как обоснованной, так и необоснованной. В первом случае она базируется на объективных причинах, во втором — на эмоциях критикующего, которые он не может контролировать. Чтобы выяснить, с каким видом критики пришлось столкнуться, важно уметь задавать вопросы: "Что не так с моим рисунком?", " Почему тебе не нравится моя одежда?" и т.д.

Развитие ребенка в лет

В 6 лет основная задача мамы – научить ребенка всему тому, что он должен знать и уметь к первому походу в школу. Самое главное – малыш должен четко знать:

  • свою фамилию, имя и отчество;
  • имена и место работы родителей;
  • свой домашний адрес и дорогу до школы.

Физические и бытовые навыки

Малыш в возрасте шести лет:

  • активно бегает, меняет направление при беге, не сбавляя скорость;
  • умеет ездить на транспорте – велосипеде или самокате, роликах;
  • хорошо плавает и ныряет;
  • умеет делать зарядку, повторяя упражнения за взрослым;
  • играет в мяч (футбол, баскетбол);
  • занимается спортом (ходит в спортивную секцию).

К бытовым навыкам, освоенным крохой еще в 5 лет, прибавляются:

  • умение складывать и одевать ранец;
  • умение самостоятельно одеться и правильно завязать шнурки, повязать шарф;
  • умение обращаться с лоточками для перекуса, откручивать бутылочку с водой и плотно закручивать крышку, когда попил.

Также ребенка нужно научить следить за своим внешним видом и привить опрятность – вас ведь не будет в школе, чтобы заправить рубашку в брючки или поправить платьице.

Общение и эмоции

Детки в 6 лет без труда заводят новых друзей среди сверстников. Мальчишки и девчонки уже давно умеют:

  • выражать свои эмоции интонацией и громкостью речи, мимикой лица и жестами;
  • сопереживать чужим эмоциям;
  • выражать собственную точку зрения;
  • стоять на своем.

А еще малыш учится конфликтовать со сверстниками и искать выход из подобных стычек.

Важно! Не стоит запрещать малышу ругаться, лучше рассказать ему, как избежать конфликта или свести его на нет.

Развитие мышления и речи

Шестилетки – довольно смышленые малыши. Они уже умеют, или вовсю учатся:

  • писать первые палочки и крючки;
  • рисовать различные картинки;
  • ориентироваться в простых геометрических фигурах;
  • знать счет как минимум до 10, узнавать цифры на рисунках и пытаться их повторить;
  • знать буквы, учить алфавит.

Мышление крохи выходит на новый уровень – ребенок осмысливает информацию, запоминает то, что ему нравится или интересно, строит сложные логические цепочки. Кроха начинает интересоваться природой вещей и различных явлений.

Читайте также:  Болезни при которых запрещено кормить грудью

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

  1. Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
  2. Действовать по образцу.
  3. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
  4. Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
  5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.
  6. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
  7. Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.
  8. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
  9. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
  10. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
  11. Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи).
  12. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
  13. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
  14. Ориентироваться во времени.
  15. При необходимости обращаться за медицинской помощью.
  16. Уметь позвать на помощь, знать элементарные правила безопасности жизни.

Развитие интеллекта

Касаемо умственного развития, что должен знать ребенок в 4 года? Ответом на этот вопрос будет сразу несколько факторов. В 4 года у крохи интеллект работает более точно, он помогает ребенку взаимодействовать с окружающим миром, и делает упор на развитие коммуникативных навыков и памяти. Поэтому родителям необходимо использовать форму диалога с ребенком, отвечать на 1000 «почему». вопросы маленьких почемучек.

В 4 года словарный запас насчитывает до 2000 тыс. слов. Однако за год он достаточно быстро расширяется, в отличие от предыдущих лет. Кроха запросто может назвать имя и фамилию, возраст, адрес, имена родителей, должности. Сказать сколько времени, что надо сделать утром, в обед и вечером. Четырехлеткам подвластна тема времен года и погоды.

Еще в 4 года ребенок:

Развитие интеллекта
  • Может рассказать сказку, рассказать заученный наизусть стих;
  • Согласовываются предложения по родам, падежам и числам;
  • Основные слова и буквы произносятся правильно (проблему могут составлять шипящие и сонорные);
  • Используются в речи союзы и предлоги;
  • Выговаривание сложных слов;
  • Умение ответить быстро на вопрос, ответ которого известен и понятен;
  • Может описать изображение, рассказать о делах людей, их работе и профессиях (таких как пожарник, полицейский, секретарь и т.д.);
  • Знание основных музыкальных инструментов;
  • Прослеживаются различные интонации и ребенок может их различить в речи взрослых;
  • Большие знания о животных, фруктах, ягодах, птиц;
  • Имеет понятие о насекомых (пчелка жужжит, бабочка летает).

Касаемо математических навыков:

  • Может посчитать от 5 до 10, знать, как правильно их написать;
  • Известно что такое «много» и «мало»;
  • Умеет сравнивать по количеству и широте;
  • Знакомы основные геометрические фигуры и цвета радуги (7).
Читайте также:  Беседа первая: взгляните на детей – как они растут

Так стоит в 4 года покупать ребенку конструкторы, так как именно эта игра помогает развить математические знания.

Мальчики и девочки в года

В 4 года становится особенно заметна разница в речевом развитии между мальчиками и девочками. Для представительниц прекрасного пола важно сказать как можно больше, выразить словами свои чувства, ощущения и так далее, их речь более развита, они легче запоминают и употребляют новые слова и стараются говорить как можно правильнее и понятнее. Мальчикам в 4 года важно донести до окружающих информацию, поэтому они чаще говорят короткими предложениями, коверкают слова или говорят на «своем» языке, не особенно переживая, понимают их или нет.

В этом возрасте становится заметна и разница между мальчиками и девочками в оценке одних и тех предметов и поступков. Девочек больше волнует их собственное отношение к происходящему и как это может отразиться на них самих. Увидев что-то новое, первым делом они отвечают на вопрос: нравится мне это или нет. А вот мальчиков чаще интересует сама суть происходящего, так что вопрос, который они зададут в аналогичной ситуации: что это? И зачем это нужно?».

Дата:

Обновлено:

Отношения с окружающими — что должен уметь ребенок в года

Вряд ли найдутся такие родители, которым не доставляют удовольствие веселые игры и тесное общение со своим чадом. Однако в четыре года ребенку этого уже недостаточно, ему нужно иметь друзей, чтобы чувствовать себя равным среди равных. Милые детские секреты, игры по своим детским, совершенно уникальным, сценариям, первые конфликты и примирения — все это совершенно необходимые этапы становления в обществе.

Изменяются отношения и с окружающими малыша взрослыми — ребенку очень нравится чувствовать себя большим и самостоятельным. Покачать коляску с младшим братом, помочь маме донести тяжелую сумку (держась за ее ручку, малыш свято верит в свою неоценимую помощь, и мамина благодарность будет совсем не лишней), отнести на кухню пустую чашку из-под выпитого гостьей чая.

Ребенок в 4 года должен уметь:

— здороваться и выражать благодарность за подарок;

— уметь управлять своими эмоциями;

— выражать сочувствие и поддержку;

— не только задавать вопросы, но и уметь отвечать на поставленные ему;

— делиться игрушками;

— подчиняться принятым правилам в детском саду и дома.

В этом возрасте дети склонны подражать, повторять понравившиеся действия, поэтому родителям стоит внимательно следить за своими действиями. Особенно это касается обращения с опасными предметами.

Что такое мелкая моторика и зачем надо ее развивать?

Когда мы говорим о том, что должен уметь ребенок в 4 года, обязательно звучат эти три слова: “развивать мелкую  моторику”. О чем идет речь? 

Мелкая моторика — это координированная работа пальцев и кистей рук. Трудно поверить, но она напрямую связана с функционированием коры головного мозга и отвечает за успешное развитие умственных и речевых способностей ребенка. 

Что такое мелкая моторика и зачем надо ее развивать?

Тренировка пальчиков — это то, что должен уметь каждый будущий первоклассник. Развитая моторика говорит о степени подготовленности ребенка к письму, характеризует навыки развития речи, логического мышления, концентрации, памяти и даже воображения.

В программе курса подготовки к школе от 4 до 5 лет большинство заданий адаптировано так, чтобы помимо обучения развивать творческие навыки и координировать работу кистей рук.

На наших уроках дети рисуют, клеят, занимаются с пластилином, бисером, пуговицами, камешками, песком. Выкладывают из подручных материалов линии, буквы, цифры, делают аппликации.

Что такое мелкая моторика и зачем надо ее развивать?

Так, комплексно, ребенок играет, развивается и взрослеет, чтобы к 6 годам быть полностью готовым к новым нагрузкам.

Что влияет на развитие детей в года

Не только физическое здоровье влияет на рост и развитие ребёнка в 4 года. Определяющая роль отводится родителям и педагогам. Если воспитатели будут придерживаться неверных методов воспитания, то ребёнок вырастет закрытым, агрессивным, необразованным. Поэтому важно стать хорошим воспитателем и найти того, кто поможет развить в навыки и таланты.

Читайте также:  Как назвать девочку в 2020 году по знаку зодиака

Вопрос «стоит ли отдавать ребёнка в дошкольное образовательное учреждение» зависит от материальных обстоятельств семьи и/или уровня развития. Психолог Олеся Гаранина считает, что «кому-то дополнительные занятия действительно нужны, кому-то – только рекомендуются для небольшой корректировки той или иной сферы развития».

Бывают безвыходные ситуации, когда обращение в ДОУ неизбежно, например, когда родителям не с кем оставить ребёнка или когда они на работе. Но если есть выбор, то взвесьте все «за» и «против». Обратите внимание на особенности развития малютки. «Нужно оценить степень психологической зрелости дошкольника – учитывается темперамент, зрелость нервной системы, способность утомляться и восстанавливаться. Педагог дошкольного образования (им может быть и воспитатель детского сада) должен объективно оценить уровень развития ребенка в соответствии с показателями нормы, принятой в том или ином возрасте» ‒ говорит О. Гаранина. Если причин для беспокойства нет, то можно определить малыша в ДОУ.

«Закон об образовании в Российской Федерации» от 1 сентября 2013 г., расценивает дошкольное образование как первый уровень общего образования. В отличие от общего образования, дошкольное остается необязательным, но существенным. «Дошкольное образование, помимо присмотра и ухода за ребенком, включает в различные методики обучения, раннего развития, курсы для детей».

Что влияет на развитие детей в года

Существуют ситуации, когда поступление ребёнка в ДОУ необходимо. Дошкольные образовательные учреждения следует посещать четырехлетнему ребенку в тех случаях, когда:

  • невозможно оставить ребенка под присмотром опытного человека;
  • он застенчив и малообщителен со сверстниками и посторонними людьми – требуется активная социализация;
  • нет возможности дать всестороннее воспитание и образование в домашних условиях;
  • малыш несамостоятелен, недисциплинирован – в ДОУ обучат самообслуживанию и самоорганизации;
  • он испытывает страх или злость при расставании с вами. Подобное поведение детей вызвано несамостоятельностью или психологической привязанностью к родителю.

Отдавать в дошкольное образовательное учреждение необязательно, если ребенок:

  • освоил на дому базовую программу, необходимую для поступления в начальную школу – это типичная ситуация в семьях с родителями-педагогами;
  • имеет проблемы с дееспособностью – установлена инвалидность или есть заболевание, не позволяющее посещать ДОУ;
  • испытывает недостаток родительского внимания – например, если вы мало видитесь ‒ это нужно менять.

Что делать, если малыш путается?

Зачастую, несмотря на все усилия родителей развить у ребенка цветовосприятие, все заканчивается впустую. Кроха продолжает путать цвета или вовсе забывает их названия. Тогда родители обращаются к специалистам с вопросом, в каком возрасте ребенок различает цвета и как решить проблему.

Причины, почему это случается у детей, могут быть самые разные. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

  1. Каждый ребенок развивается по-разному. Один малыш в полтора года складывает предложения, другой в два с половиной года молчит. Нельзя сравнивать всех детей, каждый индивидуален.
  2. Позднее обучение. Чем раньше начать процесс обучения с малышом, тем быстрее он осилит базовую информацию.
  3. Дальтонизм — это довольно редкое заболевание, которое свойственно только мальчикам. Если ни один из родителей не страдает этой болезнью, маловероятно, что она проявится у ребенка.

Одни дети легко запоминают цвета, другие — форму и размер, поэтому, обучая ребенка, следует проявлять терпение, не давить и не заставлять, рано или поздно он их все равно освоит. Кроме того, при любом взаимодействии с малышом важен не только результат, но и время, проведенное вместе.