Таблица с развитием ребенка по месяцам: основные показатели и навыки

Ребёнок в 9 месяцев – это уже не беспомощный младенец, а достаточно адекватный человек. Грудничок не только вырос физически, он умеет ярко и к месту выражать свои эмоции. Может заразительно смеяться, когда папа или мама подбрасывают его вверх, и горько плакать, если не дают то, что хочется.

Что должен уметь кроха на восьмом месяце жизни

Ребёнок в 8 месяцев становится подвижным, меньше спит, младенец значительно меняется по сравнению с первым полугодием жизни. Молодые родители должны в обязательном порядке знать основы развития ребёнка.

Узнайте о признаках и симптомах системной красной волчанки у детей.

Инструкция по применению детского сиропа Иммунал описана на этой странице.

Внимательно следите за поведением крохи, замечайте маленькие успехи:

  • некоторые груднички начинают ползать в этом возрасте, полноценно передвигаться затруднительно, поэтому тельце крохи находится низко к земле;
  • смышлёные детки умеют сидеть, другие активно пытаются научиться этому процессу;
  • ребёнок начинает активно переворачиваться в разные стороны. Развитие малыша полностью сконцентрировано на физическом развитии, в этот период не избежать травм и ушибов. Движения крохи неловки, хотя они считают что это не так. Будьте бдительны, грудничок, оставленный на несколько секунд, может скатиться с любой поверхности;
  • в кроватке или коляске чадо может самостоятельно приподниматься, сгибать коленки, держась за перила;
  • кроха умеет самостоятельно держать бутылочку, пустышку, по необходимости может поднять упавший предмет;
  • если родители держат малыша подмышками, он может медленно шагать;
  • ребёнок ощущает неподдельный интерес ко всему происходящему: бросает различные предметы в стенку, поднимает, рассматривает игрушки;
  • в восьмимесячном возрасте кроха активно пользуется руками: тщательно рассматривает игрушки, предметы, вертит их в руках, иногда пробует на вкус;
  • малышу интересно складывать маленькие предметы в большие;
  • зрение, слух ребёнка сформированы, кроха бурно реагирует на негромкие звуки. Нежелательно давать малышу спать в полной тишине, такие действия приведут к тому, что чадо будет просыпаться из-за любого шороха;
  • в большинстве случаев у восьмимесячного малыша уже есть молочные зубки. Если новые жильцы в зубном ряду ещё не появились, ждите до годика. Большую роль играет наследственность, у некоторых деток вырастает сразу по несколько зубов.

Питание младенца – на что обратить внимание маме

При поддерживаемом мамой вскармливании грудью на четвертом месяце ребенок продолжает получать в полном объеме материнское молоко. Количество кормлений в сутки при режиме по требованию может доходить до десяти, в случае режима по часам – до 5-6. При хорошем наборе веса, учитывая правильное и здоровое, полноценное развитие малыша, введение прикорма на данном этапе не требуется. Грудное молоко как минимум до достижения младенцем 6 месяцев полностью удовлетворит потребности его растущего организма в питательных веществах.

Обратите внимание!Всемирная Организация Здравоохранения советует кормящим мамам сохранять грудное вскармливание в течение всего первого года жизни малыша. У младенцев на искусственном вскармливании другая ситуация: уже к 4 месяцам у них усиливается секреция соляной кислоты, формируется местный кишечный иммунитет и увеличивается активность пищеварительных ферментов. К этому периоду растут потребности организма малыша в белках, минеральных солях и витаминах, что невозможно удовлетворить только лишь за счет питательной смеси. Поэтому к 4 – на ИВ можно постепенно адаптировать к употреблению пищи с более плотной консистенцией, т.е. вводить первый прикорм.

С чего лучше начать введение прикорма?

Для первой порции прикорма в 0,5 ч.л. подойдут овощное пюре или каша. Выбор конкретного продукта для пробы зависит от самочувствия младенца и особенностей его неокрепшего организма.

Новый продукт вводить в меню грудничка нужно преимущественно в первой половине дня, чтобы до конца суток можно было проследить реакцию малыша. В случае удачной попытки порция постепенно увеличивается с половины чайной ложки до целой. За 5 – 7 дней порция доводится до возрастной нормы в 50 – 100 г и заменяет собой одно из предшествующих кормлений смесью. Через 10 – 14 дней можно пробовать добавлять в качестве прикорма следующий продукт. В итоге к концу месяца режим кормления может выглядеть примерно так:

Что должен уметь делать ребенок в месяцев – Школа Родительства

До годика остался всего один месяц. За это время ваш малыш изменился, вырос и очень многому научился. Одиннадцать месяцев – интересный возраст.

С одной стороны, продолжается развитие самостоятельности, малыш все чаще может себя занять, с другой стороны, родителям нужно постоянно следить, как бы маленький шалунишка не наставил себе шишек и синяков.

Важно знать, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, чтобы уделить повышенное внимание «недоработанным» моментам его развития.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Сколько должен весить ребенок в 11 месяцев

Читайте также:  Как начать готовиться к ОГЭ по математике 2021?

Родители разнополых детей без труда замечают отличия в скорости развития мальчиков и девочек. Часто можно услышать оценку старшего поколения в отношении мальчиков, будто они ленивые, из-за чего начинают позже говорить, ходить и вообще все делают не так ловко, как девочки. Отличия, несомненно, есть, но они никак не связаны с надуманной всеобщей мужской ленью. Все дело – в развитии мозга. Гормональный фон и генетическая составляющая комплексно воздействуют на развитие мозга ребенка.

За скорость и качество развития речи отвечает левое полушарие головного мозга. У девочек оно развивается быстрее, чем у мальчиков, что и является причиной отставания речевого развития у детей мужского пола в среднем на 1,5-2 месяца, чем у детей женского пола. Словарный запас мальчиков составляет лишь треть от того количества слогов и слов, которое осваивают девочки. Выравниваются эти показатели только к 2,5 годам, когда левое полушарие головного мозга будущего мужчины догоняет в развитии девичье.

Однако, правое полушарие мозга мальчиков, в противовес левому, развивается быстрее, чем у девочек. Этим объясняется более уверенная ориентация в знакомом помещении или на детской площадке. Память мальчиков легче и быстрее девочек усваивает расположение снарядов, что помогает соотнести местонахождение самого себя по отношению к наиболее понравившимся из них. У малышек, наоборот, – пространственные навыки развиваются медленнее.

Мальчики ориентированы на движущиеся предметы, динамику перемещения, на действие. Девочкам интересны статичные предметы. Это наиболее ярко выражается в разных игрушках, которые предпочитают разнополые дети. Девочкам нравятся куклы и мягкие зверушки, потому что их можно взять в руку и погрузиться в детали, рассматривая носик, усы, глаза, прическу. Мальчики предпочитают движущийся транспорт, поэтому с удовольствием играют машинками и шумными заводными паровозами.

Различия в развитии мальчиков и девочек

В связи с тем, что девочки любят изучать детали, их зрение больше развивается для четкой фокусировки на предметах, расположенных вблизи. В возрасте 8 месяцев зрение мальчика, напротив, ориентировано на движущиеся вдали предметы, поэтому у него в это время больше развита острота зрения вдаль.

Мальчик и девочка

Различия в развитии мальчиков и девочек

Внешне мальчики и девочки одного возраста тоже отличаются – по размерам. Мальчики заметно крупнее, значит, их рост и вес превышают по своим значениям показатели девочек. В вопросах питания можно отметить, что мальчики менее привередливые, легче знакомятся с овощами и рыбой, чем девочки, которые редко привыкают ко вкусу брокколи.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Что должен уметь ребёнок в месяцев – девочка

Для младенцев-девочек возраст пяти месяцев является переломным в развитии.

Ребенок теперь способен занимать себя самостоятельно в течение 5-10 минут. Звуки распознаются им точнее, он по-разному на них реагирует, воспринимает ритм мелодии. Меняется и цветовое восприятие, появляется способность фокусировать взгляд на движущихся предметах, хорошо отличать яркие контрастные цвета.

С каждым днем грудничок все больше начинает походить на маленького человечка, его мимика и эмоции становятся все более выразительными.

Этому способствуют несколько факторов развития:

  • комплекс оживления ребенка в активной фазе;
  • усиливается двигательная активность;
  • гуление плавно перетекает в лепетание;
  • уменьшается количество времени дневного сна;
  • совершенствование психомоторного развития.

Пятимесячные малышки должны хорошо реагировать на лица близких людей, различать эмоциональный окрас интонации речи взрослых. Выделяют маму среди окружения, становятся пугливыми в ее отсутствие, а у чужого человека на руках могут расплакаться от огорчения.

Физическое развитие

Показатели физического развития девочек в 5 месяцев включают в себя ежемесячное измерение на приеме у педиатра. Нормы могут варьироваться, но в среднем укладываются в диапазон, представленный ниже:

  • Вес, кг – 5,4-7,7;
  • Рост, см – 59,6-66,2;
  • Окружность головы, см – 40-43;
  • Окружность груди, см – 42-45.

Обычно к этому возрасту ребенок уверенно переворачивается со спинки на животик и обратно. Также начинают передвигаться по-пластунски, не отрывая живота от поверхности. Особо активные дети пытаются вставать на четвереньки, могут подолгу раскачиваться в этом положении, пытаясь поползти.

Некоторые дети передвигаются с помощью перекатываний и перебирания ножками. С поддержкой подмышками с помощью взрослого ребенок должен уметь стоять, опираясь на ножки.

Бытует заблуждение, что девочки к 5 месяцам уже должны делать попытки сесть. Иногда так и бывает, и если ребенок активно пытается принять сидячее положение, препятствовать не нужно. Но физиологическая норма у детей разная. Навыки сидения могут сформироваться и к 7-8 месяцам, что является абсолютно нормальным.

Что должен уметь ребёнок в месяцев – девочка

Не дождавшись, когда ребенок начнет самостоятельно присаживаться, некоторые родители придают сидячее положение, подпирая спинку подушками, или фиксируя в детском стульчике.

Нужно понимать, что мышцы и позвоночник ребенка могут быть не готовы к таким нагрузкам, и в дальнейшем они могут спровоцировать сколиоз и деформацию органов малого таза. По этим же причинам не стоит торопиться усаживать ребенка в ходунки и прыгунки до того, как он не научится сидеть самостоятельно.

Психическое развитие

Речевые навыки также активно совершенствуются. Ребенок много лепечет повторами различных слогов, в них даже можно расслышать привычные слова, например, «ма-ма», «ба-ба», но они не являются осознанной речью.

Осознанные простые слова и словосочетания появятся только через несколько месяцев. Тем не менее, в лепете ребенка уже четко прослеживаются интонации в зависимости от его настроения.

Читайте также:  Как правильно написать, оформить и отправить письмо Деду Морозу

Пятимесячный ребенок привлекает к себе внимание, подзывая коротким окриком. Он внимательно прислушивается к обращенной речи, может обидеться, если на него кричат, понимает, если с ним разговаривают строго.

Также радуется ласковой речи, может начать что-то лепетать в ответ. Различает выражения лиц, предпочитает улыбающиеся. Сам улыбается и охотно смеется. Также бурно выражает огорчение и негодование.

Это возраст, когда среди игрушек появляются любимые. Ребенок способен запомнить цвет, форму, тактильные ощущения предметов и выделить наиболее предпочитаемые для него.

Усложняется игра, так как появляется способность выхватить взглядом отдельную игрушку, дотянуться до нее и схватить. Появляется зрительное управление движением рук. Запоминается расположение предметов.

Способен долгое время изучать предметы. Старается попробовать их на вкус. Этому есть два объяснения – естественный интерес побуждает узнать о предмете как можно больше, а зуд десен, связанный с процессом прорезывания зубов, побуждает тащить в рот и грызть все подряд. Если спрятать предмет под подушку или платочек, ребенок запомнит и найдет его.

Кратко период возраста ребенка в пять месяцев можно охарактеризовать как активные попытки к самостоятельному передвижению и эмоциональному выражению. Появляется понимание причинно-следственных связей, которые влекут за собою целенаправленные действия.

Малышки изо всех сил стремятся к общению, любят обращенное на них внимание, а главное, это время формирования настоящей привязанности ребенка к воспитывающим его взрослым.

Ребенок месяцев развитие что должен уметь

  1. Ребенок узнает свое имя. Иногда это происходит чуть раньше или чуть позже. То есть он уже реагирует на конкретные звуки: вы его окликаете – он отзывается, реагирует на звук своего имени.
  2. Сидит без какой-либо дополнительной помощи. При этом в положении сидя пытается еще и ухватить игрушку и играть ею.
  3. Пытается стоять, возможно даже без помощи опоры.

Вы можете помочь малышу: дать руку и помочь подняться на ножки, разрешить постоять пару секунд.

Обезопасьте малыша: чтобы приземлялся он на попку на мягкий ковер.

  1. Скорее всего у ребенка появился новый способ захвата игрушек: с помощью указательного и большого пальцев.
  2. С вашей помощи пьет из кружки.
  3. С помощью опоры передвигается по квартире.
  4. Активно ползает на четвереньках. Если же ваш малыш все еще ползает по-пластунски, то предлагаю посмотреть обучающее видео в статье «Как развивать ребенка в 8 месяцев: что умеет и как играть».
  5. Любит повторять за взрослым движения: поднимать руки, хлопать в ладошки, улыбаться. То есть понимает, что именно сейчас нужно делать.
  6. Знает где у него глазки, носик, ротик, ушки.
  7. Выражает свое согласие или несогласие кивком головы.

месяца

У малыша вырабатывается определенный режим дня.

При этом сон в ночное время более продолжительный:

  1. Малыш хорошо держит головку, а также разворачивает в стороны.
  2. При положении на животе, поднимает голову и рассматривает окружающие предметы.
  3. На спине пытается приподнять голову и плечи.
  4. Хватает игрушки, стучит ими и тянет их в рот.
  5. Гулит продолжительное время.

Питание дополняется прикормом, если искусственное вскармливание. Прикорм может вводиться по неделям.

Если малыш питается грудным молоком, то прикорм еще не требуется.

Как развивать умения ребенка?

Не переживайте, если ваш малыш в чем-то отстает от сверстников. Некоторые дети овладевают необходимыми умениями чуть позже остальных. Если вас все же волнует поведение собственного ребенка, проконсультируйтесь у педиатра. Чтобы способствовать правильному развитию грудничка, воспользуйтесь полезными рекомендациями.

  1. Придерживая грудничка за руки, побуждайте его делать шаги. Если у ребенка получается, можно водить его за одну ручку.
  2. Прививайте малышу навыки самообслуживания. Хвалите его, когда он стягивает носочки, старается расстегнуть молнию, толкает ручку в рукав, пытается умывать лицо.
  3. Даже 9-месячного младенца можно привлечь к участию в семейных делах. Усаживайте малыша вместе со всеми за обеденный стол. Давайте ему маленькую тряпочку, чтобы он «вытирал пыль». Просите помочь сложить на место игрушки. Наблюдая за взрослыми, малыш будет учиться таким же образом вести себя.
  4. Обеспечивая малышу условия для познания и исследования окружающего мира, позаботьтесь о безопасности. Уберите острые, мелкие, хрупкие предметы, а также бытовую химию отовсюду, куда ребенок может дотянуться. Закройте розетки, провода.
  5. Постоянно общайтесь с ребенком, рассказывая обо всем вокруг. Чаще читайте ему простые стишки или потешки, пусть малыш пробует повторять слоги и короткие слова.
  6. Обращайтесь к грудничку с простыми просьбами и предложениями, например, «дай кубик», «на мишку». Объясняйте, как выполнить то или иное действие, а затем хвалите ребенка.
  7. Выбирайте игрушки, необходимые для развития детей в 9-месячном возрасте. У ребенка обязательно должны быть мячики, машинки, юла, куклы, фигурки разнообразных животных, пирамидка, посудка, различные погремушки, а также предметы, которые малыш сможет погрызть. Полезны и музыкальные игрушки: детское пианино, телефон, колокольчик и другие. Чтобы ребенку все время было интересно, периодически меняйте игрушки.

Полезно: Развитие девятимесячного малыша – навыки, привычки и умения

Вы наверняка убедились, что 9-месячный малыш – уже не такой беспомощный, каким был месяц назад. Сейчас он способен выражать свое отношение к происходящему, самостоятельно действовать, выбирать то, что ему нравится. Но ребенок все еще требует постоянного внимания мамы и других близких ему людей. Старайтесь проводить больше времени с малышом, играя с ним и развивая его. Не забывайте, что общение с ребенком должно быть исключительно дружелюбным.

Читайте также:  Аденоиды у детей: симптомы и лечение народными средствами

Развитие ребенка на месяце жизни

Девятимесячный малыш всеми силами стремится к самостоятельности. Он ползает без отдыха, ищет новые интересные для него предметы, рассматривает их, изучает, испытывает. Потому забота о безопасности малыша остается по-прежнему актуальным моментом.

В девять месяцев ребенок не просто сидит, он садится из положения лежа. Кроха также тренируется стоять, держась за окружающие предметы, а вот без опоры стоять он пока не может. Поскольку умения малыша с каждым днем становятся все совершеннее, возрастают и риски возникновения опасных ситуаций, а, значит, младенец не может оставаться без присмотра.

На девятом месяце вес ребенка увеличивается на 500 г, что уже не так стремительно как раньше, когда он был еще совсем малюткой. Рост ребенка также становится больше примерно на 1,5 см.

Малыш развивается интеллектуально:

Развитие ребенка на месяце жизни
  • его память становится все лучше, потому он может запомнить понравившуюся игру, а также некоторые действия;
  • кроха обожает внимание и общение, потому он с удовольствием поиграет с вами «в прятки;
  • наблюдается прогресс и в речевом развитии ребенка: он соединяет слоги в слова. Пока что это очень простые слова, к примеру, «мама», «баба»;
  • малыш пытается копировать произношение своих родных, их интонации и громкость;
  • ребенок распознает части тела и может показать, где у мамы глазик или носик.

Малыш любит выбирать игрушки и его притягивает все яркое и веселое. В этот период ребенку лучше ничего не навязывать, у него появляется такая черта характера, как упрямство.

Что касается сна и отдыха, то в свои девять месяцев малыш спит 10-12 часов ночью. Теперь его сон более крепкий, он реже просыпается и перерывы между засыпанием менее продолжительные. Чем лучше настроение крохи после утреннего пробуждения, тем лучше будет он засыпать. Главное правило сна для малыша, которому еще не исполнился год – отсутствие подушки. Дневной сон повторяется не больше двух раз.

Читайте полностью: Развитие ребенка по месяцам : Что умеет ребенок в 9 месяцев

Игры и общение

Развитие мелкой моторики

В 9 месяцев малыш уже обладает «щипковым» захватом, то есть умеет брать предметы двумя и тремя пальцами. И как раз самое время, чтобы начать развивать мелкую моторику ребенка.

Начать можно с простых игр

Собрать орешки, горошинки или маленькие пуговички. Рассыпьте их на игровом коврике, и покажите ребенку, как их собирать и складывать в баночку или другую посуду. Лучше сидеть напротив малыша и внимательно наблюдать, чтобы мелкие предметы попадали куда надо, а не малютке в ротик.

Разрывание бумаги . Опять же, начните со своего примера, малышей часто очень воодушевляет такой вид дурачащегося взрослого. Это обычное на вид занятие научит ребенка более умело орудовать своими руками и пальчиками.

Перелистывание страниц в книге. Для малыша в 9 месяцев это занятие с простой книгой будет очень сложным, так что начать стоит с детских книжек, в которых картонные толстые страницы.

Рисование пальчиками. Купите специальные краски для рисования по телу, обязательно смотрите, чтобы они не были токсичными. Окуните пальцы малыша в разные краски и проведите ими по бумаге. Малыш тут же поймет, в чем толк и продолжит самостоятельно столь увлекательное занятие.

Срывание стикеров. Наклейте на шкаф в детской множество стикеров разных цветов. Научите малыша срывать их, ведь, чтобы захватить тонкий лист, ребенку придется изрядно постараться.

Перебирание бусинок . Дайте малышу поиграть с вашим украшением — перебирание маленьких жемчужинок благотворно скажется на развитии мелкой моторики.

Пирамидки. Купите малышу игру, суть которой заключается в выстраивании одного предмета на другой или вкладывания одного в другой. Такое занятие не только улучшит координацию движений ребенка, но и даст ему представление о разных формах и размерах предметов.

Формирование правильного произношения

Иногда родители допускают ошибку — они сюсюкают с малышом, мямлят. А когда ребенок произносит какое-то слово неправильно, то повторяют за ним. Этого нужно избегать.

Обязательно произносите слова четко и тщательно выговаривайте !

Если ребенок не выговаривает какое-то слово, то вам после каждой его ошибки нужно повторить это же слово с правильным произношением и ударением, иначе малыш запомнит неправильный вариант. А, как всем известно, переучивать намного труднее, чем обучать.

Запрещающие слова

Используйте возможность ребенка запоминать слова-запреты. Слово «нельзя» нужно говорить строго и предупреждающе.

Так же для обучения ребенка чистоте можно выделить подобное слово-запрет, например «фу-фу».

Девять месяцев – этот возраст можно назвать этапом развития подвижности и в целом двигательной активности ребенка. Малыш осознает физическую независимость, самостоятельно перемещаясь с одного места на другое и исследуя недоступные ранее уголки. Сегодня мы расскажем о нормах развития детей данного возраста и о том, что необходимо для освоения и совершенствования дальнейших навыков младенца.