Развитие ребенка в 3 месяца: навыки, умения, режим дня

Человек, считающий, что малыш в три месяца еще ничего не может делать и ничего не понимает, сильно заблуждается. В три месяца младенец уже обладает определенными навыками и умениями, он хорошо видит окружающих людей, улавливает тон маминого голоса, понимает выражение ее лица. Нужно играть с новорожденным ребенком, обеспечить ему возможность видеть, слышать, ощущать и двигаться с самого рождения.

Физическое развитие ребенка в три с половиной года

Мальчики в возрасте 3,5 года хорошо развиты физически, активно участвуют в подвижных и шумных играх. Девочки лучше разговаривают, отдают предпочтение спокойным играм и выбирают времяпрепровождение в небольших группах.

Оценивая способности ребенка, нужно опираться на стандартный список общих навыков.

В 3,5 года ребенок должен уметь:

  • бегать, изменяя направление движения, не сбавляя при этом скорости;
  • бегать в разном темпе;
  • огибать препятствия во время бега, не падать, перепрыгивать через небольшие помехи;
  • прыгать на месте на одной и на двух ногах;
  • прыгать вперед, назад;
  • лазать по детским турникам, недолго висеть на перекладине на руках, спрыгивать с невысоких турников, опускаясь на согнутые ноги;
  • кататься на велосипеде, на самокате;
  • ходить по узким бордюрам, поверхностям с небольшим уклоном, сохраняя при этом равновесие;
  • ходить задом наперед;
  • на протяжении 20 секунд удерживать равновесие, стоя на одной ноге;
  • подниматься по лестнице без помощи старших;
  • спускаться по лестнице, чередуя при этом ноги и изредка используя приставной шаг;
  • запрыгивать на невысокие бордюры, ступени;
  • лечь на спину, поднять ноги и удерживать их в таком положении около 10-15 секунд;
  • ходить на носочках, на внешней и на внутренней стороне стопы;
  • играть с мячом, уметь ловить его и одной, и двумя руками, подкидывать над собой;
  • кидать мяч в стену и ловить после того, как он отскочит.

Физиологическое развитие младенца в месяца

Росто-весовые показатели должны увеличиться порядка на 2-3см и 600-800 г, соответственно. Объем груди и головы в норме у девочек около 40 см, у мальчиков – близко к 41 см. Размер голова становится более пропорциональным к размеру туловища. Объем желудка увеличивается приблизительно в 2 раза. Мышечный гипертонус должен уже пройти. Малыш должен уверенно держать головку. Зрение у ребенка в 3 месяца усовершенствуется – новорожденный уже может определить размер предметов, фокусировать взгляд, следить глазами за движущимися объектами. Слух в норме развит хорошо, грудничок поворачивается на звуки, реагирует на голоса и мелодии. Этот возраст у новорожденных также характеризуется обильным слюноотделением, слюнки текут по причине просто неумения малыша их глотать.

Познавательное развитие трехмесячного малыша. Начинается важный этап в жизни – младенец начинает активно познавать мир. Рассматривает все вокруг, игрушки, свои ручки и ножки. В таком возрасте некоторые младенцы уже даже пытаются трогать или брать погремушки. На лица родителей уже реагирует, чаще всего улыбкой. Несложно заметить любопытство малыша даже во время кормления. Этот период часто сопровождается отвлеканием ребенка от процесса трапезы и рассматриванием всего вокруг.

Психологическое развитие грудничка в 3 месяца. Данный возраст становится очень интересным в эмоциональной сфере деток. Грудничок способен уже осознанно проявлять ту или иную эмоцию. Основное проявление эмоций – улыбка, плач, гуление или агуканье, смех, нахмуривание, активные движения ручками и ножками. В этом возрасте малыши могут уже и немного капризничать от скуки, требовать внимания к себе. В хорошем расположении духа малыши в основном очень разговорчивы. На людей, которые очень много проводят времени с ними, обычно реагируют оживленно.

Физическое, психическое и речевое развитие младенца: что должен уметь ребенок в 4 месяца? — читайте тут.

Развитие младенца: что должен уметь ребенок в 5 месяцев?

Показатели нормы роста и веса ребенка по месяцам, тут

Двигательное развитие новорожденного в 3 месяца. Координационные способности грудничка постепенно усовершенствуются: малыш уже может осознанно брать предметы. В этом возрасте ребенок должен легко переворачиваться с помощью мамы и пытаться переворачиваться сам. При положении лежа на животе младенец старается опереться на руки и поднять голову повыше. Если держать малыша под мышками, то при опоре ступнями о поверхность – упирается ногами и даже может совершать попытки шагать. При положении лежа на спине можно взять ребенка за ладошки, и он крепко ухватится и потянется вверх, будто хочет сесть.

Читайте также:  Агрессивное поведение детей в школе и дома

Таким образом, у трехмесячного ребенка все умения и навыки можно описать следующим образом:

  • узнает людей, которых часто видит, активно реагировать на них;
  • улыбается, в том числе и отвечая на улыбку;
  • «разговаривает» или «воркует»;
  • уверенно держит голову;
  • поворачивает голову на источники шума и света;
  • следит взглядом за движущимся предметом;
  • исследует предметы, тянет их в рот;
  • удерживает игрушку;
  • лежа на животе совершает попытки подниматься на руках;
  • упирается стопами о поверхность;
  • с удовольствием купается;
  • очень радуется, очутившись на руках;
  • подтягивается, когда их берут на руки;
  • пытается переворачиваться.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца? Нормально развивающийся ребенок на третьем месяце жизни уже умеет достаточно много.

Физические

  • всматривается в лица окружающих людей, изучает их;
  • хорошо держит головку в вертикальном положении;
  • лежа на животе, поднимает голову и пытается опереться на ручки;
  • может самостоятельно лечь на бок;
  • поворачивает голову на громкие звуки в сторону их источника;
  • изучает себя — трогает лицо, с интересом рассматривает ножки, двигает ручками и играет пальчиками рук;
  • следит за перемещающимся ярким предметом или игрушкой, пытается до них дотянуться;
  • пытается схватить и зажать в руке интересующий предмет, причем делает это осознанно, так как хватательный рефлекс к третьему месяцу жизни пропадает;
  • тянет в рот кулачок и любой попавший в руки предмет.

Эмоционально-психические

  • узнает мамино лицо, улыбается, когда видит знакомого человека;
  • смеется и лепечет (гулит), общаясь таким образом с мамой и родными;
  • узнает голос родителей, реагирует на голоса незнакомых ему людей;
  • выражает свои потребности плачем (по характеру плача уже можно определить: беспокоит ли малыша что-то, что-либо болит, холодно ему, напуган или он просто привлекает к себе внимание).

Здоровый трехмесячный ребенок обладает большинством из вышеперечисленных навыков. Кроме того, на третьем месяце жизни грудничок уже проявляет характер и капризничает, если его оставляют одного, или когда ему что-то не нравится. Многие трехмесячные детишки даже способны чувствовать мамино настроение, и если мама расстроена или раздражена, ребенок тоже будет капризничать и плакать.

Если трехмесячный малыш еще не может выполнить какие-то из характерных для своего возраста действий, то это не всегда является поводом для беспокойства. Ведь нужно учитывать то, что каждый ребенок развивается индивидуально, и незначительные отклонения от нормы вполне допустимы. Для полной уверенности в том, что малыш полноценно развивается, можно обратиться за консультацией и помощью к педиатру, он осмотрит малыша и скажет, все ли в порядке.

А вы знаете сколько подгузников нужно каждый день новорожденному крохе? Мы расскажем подробно об этом в нашем материале.

А тут наш врач рассказывает как лечить лающий кашель у детей всех возрастов.

Что должен уметь ребёнок в месяца? — Семья и отношения —

Развитие 3 месячного ребёнка делает в этом возрасте колоссальный скачок. И перечень того, что умеет малыш в 3 месяца, достаточно велик.

Двигательная активность

Основное достижение ребёнка – умение держать головку вертикально. На протяжении предыдущих месяцев младенец упорно развивал мышцы шеи и плечевого пояса. Лежа на животе, всё дольше удерживал поднятую голову. Сейчас, уверенно приподнявшись на предплечьях, малыш может несколько минут продержаться.

Ребёнок в 3 месяца, будучи в вертикальном положении, должен уверенно держать голову. Кто-то полминуты, кто-то несколько. Если такого признака нет, обратитесь к врачу.

Обратите внимание

При поддержке за подмышки ребёнок крепко становится на твердую опору, согнув ноги в тазобедренных суставах ненадолго. Мышцы ног, вслед за мышцами рук, набирают свою силу. Ребёнок в таком положении стоять самостоятельно, конечно, не может. Оставлять его в этом положении запрещено.

Многие дети в три месяца начинают переворачиваться со спины на живот. Чтобы этот навык развивался активнее, проводите с грудничком занятие:

Ребёнок на спине, а родитель аккуратно берёт его за правую ножку, немного приподнимает её и направляет влево.

Малыш следом, повинуясь инерции, поворачивается сначала на левый бочок, а затем и на животик.

Повторить с другой ножкой.

Для малыша момент с поворотом ноги – самый сложный. Благодаря посторонней помощи ему будет легче освоить этот навык.

Научившись переворачиваться, ребёнок вполне способен упасть с открытых незащищенных поверхностей. Не оставляйте младенца без присмотра. Если малыш спит не в своей кроватке, обязательно защитите его со всех сторон подушками. Это позволит избежать неприятностей, связанных с падениями по неосторожности.

Продолжает своё развитие и мелкая моторика. Если над кроваткой на расстоянии 15 сантиметров подвесить игрушки, ребёнок будет на них натыкаться и пытаться ухватить. Также начинается угасание рефлексов новорождённых. Прежде всего, это хоботковый, поисковый рефлексы и рефлекс Бабкина.

Читайте также:  Как правильно написать, оформить и отправить письмо Деду Морозу

Зрение

Находясь на руках, ребёнок с интересом рассматривает всё вокруг. Ведь малыш уверенно держит голову, умеет ею крутить.

Важно

Держа ребёнка вертикально, показывайте окружающие предметы, рассказывайте и показывайте младенцу всё, что видите. Это не только увеличит объём информации об увиденном, но и поспособствует развитию способности понимать речь.

Слух

При появлении постороннего шума поворачивает голову в поисках источника. Если слышит знакомый голос, фиксируется на лице и в течение минуты смотрит.

Что должен уметь ребёнок в месяца? — Семья и отношения —

Эмоции и поведение

Самое яркое проявление – возникновение «комплекса оживления». Увидев маму или папу, малыш начинает усиленно двигать ручками и ножками, улыбается и гулит.

Речь

Начало формирования детского лепета. В общем потоке звуков происходит разделение – можно слышать бульканье, посмеивание, хныканье. При гулении отчетливо слышны согласные и гласные звуки.

Сознание

Ребёнку в 3 месяца небезразлично, кто находится рядом.

При мамином уходе малыш может заплакать и не успокаиваться до её возвращения. Младенец может не захотеть побыть на руках у одного человека и улыбаться другому.

Рост и масса тела ребёнка

Масса тела ребёнка в 3 месяца зависит от массы тела при рождении. В среднем за это время младенец набирает 2 — 2,5 килограмма. Так можно посчитать, сколько должен весить ребёнок в 3 месяца.

Рост и вес ребенка

Например, мальчик родился с массой тела 4300 грамм. Нормально, если в 3 месяца он весит около 6500 грамм.

Рост ребёнка в 3 месяца высчитывается просто. Учитывая, что за один месяц малыш вырастает в среднем на 3 сантиметра, рожденный с ростом в 55 сантиметров в три месяца будет 64 — 65 см.

Норма роста и веса не имеют какую-то конкретную долженствующую величину. Дети индивидуальны, их рост неравномерен. В педиатрии существуют специальные таблицы, в которых приведены все эти показатели в зависимости от пола и возраста. И лишь значительное отклонение от нормы должно вызывать тревогу.

Совет

Груднички, которые получают пищу по требованию, могут набирать за месяц по килограмму или даже больше. Для беспокойства нет причин. Ожирением в будущем это не грозит. Когда ребёнок начнет двигаться активнее, лишние килограммы уйдут без всяких последствий.

Если малыш вскармливается смесью, контролировать массу тела надо более пристально.

Питание и режим дня

К трём месяцам формируется определённый режим дня. Ребёнок начинает выдерживать время между кормлениями, укладываться спать через определённый час. В среднем спят в таком возрасте 5 раз – 4 днем и 1 раз ночью. Питание в третий месяц жизни ребёнка исключительно грудное или смесями.

Физическое развитие ребенка в месяца

Если поставить ребенка ногами на твердую поверхность и поддерживать под мышки, то он может периодически по несколько секунд упираться в нее ногами. Но ноги пока что еще согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Использовать это моторное умение ребенка в качестве физического упражнения не следует, потому что опорно-двигательный аппарат еще не готов к стоянию и ходьбе.Внимание!Если ребенок при этом тесте сильно упирается выпрямленными ногами, становится на носки, а при наклоне верхней части тела вперед делает повторные и быстрые шаговые движения, необходимо немедленно обращаться к детскому неврологу. Такое стояние и походка не являются признаками ускоренного развития ребенка. Наоборот, это признак отставания и поражения мозга. Ведь такое «стояние» и «хождение» являются нормальными только для первых недель жизни. Это так называемая автоматизированная походка новорожденного, доставшаяся нам еще от обезьян. Некоторые модные методики ускоренного развития детей злоупотребляют этим и другими «обезьяньими» рефлексами. Их авторы утверждают, что дети с рождения уже умеют ходить и ползать. Не обладая необходимыми научными знаниями, они не понимают, что эти рефлексы лишь внешне напоминают настоящие двигательные акты человека.Тест-играПри появлении в поле зрения ребенка яркой и тем более новой игрушки можно наблюдать движения обеих рук в направлении этой игрушки с попыткой ее потрогать и захватить. Так проявляется хватательная функция.

Тест-игра-упражнениеДайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Все время разговаривайте с ребенком, называйте свои действия. Ближе к 4 месяцам наряду с названием действий произносите и те звуки, которые слышали ранее от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т. п. Это будет способствовать развитию речи малыша.Внимание!Если подобное беспокойство остается и при приеме пищи и тем более мешает еде или сопровождается другими отклонениями в развитии, необходимо обратиться к неврологу.

Читайте также:  Границы и запреты в жизни ребенка: 9 принципов

Возможные проблемы

У ребенка в 3 месяца могут быть такие отклонения в развитии:

  • отсутствует реакция на громкие звуки – проблемы со слухом, кроху нужно показать врачу;
  • ребенок не удерживает голову, присутствует гипертонус мышц – неврологические заболевания, необходима помощь невропатолога;
  • малыш не интересуется окружающим миром, собственным телом, не общается с родителями – психические, неврологические нарушения, нужна консультация специалиста.
Возможные проблемы

Любые проблемы в развитии нельзя оставлять без внимания.

Если ребенок в этот период не умеет делать то, что делают его сверстники, переживать не стоит. Благодаря физическим занятиям и играм кроха быстро освоит новые навыки.

Советы по развитию малыша

Полугодовалым детям нравится перебирать небольшие предметы, играть с коробками-вкладышами.

Не знаете, как заниматься с шестимесячным ребенком, воспользуйтесь нашими советами:

Советы по развитию малыша
  1. Малышу будут интересны небольшие матрешки, состоящие из трех кукол.
  2. Полотняные мешочки с разными крупами, горохом или фасолью разовьют мелкую моторику и речь.
  3. Будут полезны простые пальчиковые игры «Сорока-Ворона», «Семья пальчиков».
  4. Ребенку понравятся небольшие игрушки-спирали, по которым можно продвигать небольшие шарики.

Физические упражнения остаются такими же, как и в 5 месяцев.

Ребенок в 3 месяца, безусловно, до сих пор беспомощен, а слово «самообслуживание» здесь имеет несколько обобщенное значение. Однако оно способно отразить суть процесса, который заключается в умении ребенка помочь себе в чем-либо. Так, к трем месяцам малыш способен взять нужный ему предмет и поднести его к глазам, чтобы лучше рассмотреть, или ко рту, чтобы облизать. Однако, взяв ту же соску, он не с первого раза сможет поместить ее в рот нужным образом, а если у него получится, то, скорее всего, случайно. Помимо этого, кроха способен сам поддерживать бутылочку с водой, а также мамину грудь во время кормления. Также ребенок открывает ротик, когда понимает, что его пытается напоить водичкой с ложки.

Восьмой месяц

Несмотря на повышенную активность работы двигательного аппарата, в 8 месяцев происходит замедление роста детей, связанное с их генетической программой. Не стоит пугаться, этот процесс индивидуален, а малыши при этом продолжают оттачивать свои умения и приобретать новые навыки.

Анатомо-физиологическое развитие

Благодаря укреплению мышечных тканей рук, ног и увеличению прочности позвоночного столба, ребёнок способен самостоятельно сеть, встать и даже ходить, правда, пока с помощью опоры или поддержки взрослых. Число движений вырастает, благодаря более качественной координации. В семь месяцев дети прекрасно видят, слышат, у них может быть до шести зубов, но из-за этого нарушается сон.

Новые качества мышления и психики

Психическое состояние детей находится на той ступени, когда они хорошо различают своих и чужих людей, однако не могут прожить ни дня без общения, искренне расстраиваясь, когда кто-то из родителей не может уделить им время для игр.

Подробнее о развитии ребенка в 8 месяцев

Режим дня ребенка в 8 месяцев

Итоги развития в семимесячном возрасте

В плане всевозможных навыков малыши, ощутимо, преуспели: они способны несколько минут поддерживать сидячее положение; уже освоили подъём и спуск на две ступеньки; умеют по-разному ползать, причём, делают это, довольно, быстро.

Развитие ребёнка в 8 месяцев, если он здоров и деятелен, превосходит все ожидания – малыш самостоятельно пьёт из кружки, может брать вещи двумя пальцами, увлечённо играет без чьего-либо участия 5-10 минут.

Формирование мелкой моторики

Под мелкой моторикой понимают навыки детей последовательно двигать кистями, в том числе пальцами на ногах и руках. В этом процессе участвует деятельность нервной мышечной и костной системы организма. Маленькие пальчики нуждаются в тренировке. Непоседу рекомендуют познакомить с салфетками или бумагой.

Можно отрезать маленький кусочек скотча и положить в ладошку малыша. Ему любопытно будет самому оторвать клочок. Для закрепления процессов моторики можно высыпать в блюдце любую гречку или рис, спрятать там любимую игрушку и попросить ребенка найти ее.

Формирование мелкой моторики

Чтобы сформировать тактильный контакт, берут ненужный ящик маленького размера и складывают в него разные вещи: носовой платок, резиновый шарик, любимую игрушку младенца. Ребенок будет эмоционально доставать предметы, внимательно рассматривая их.

Не менее важным достижением крохи является укрепление мелкой моторики. Специалистами давно доказано влияние хорошо развитой моторики на развитие мозга. К 9 месяцам ребенок научается брать мелкие предметы пальчиками, интересуется игрушками, разными по форме, размеру и материалу – для правильного воспитания надо позаботиться об обновлении и расширении игрового материала.

Сенсорные коробки с крупами или бобами – отличный вариант развития мелкой моторики 9-месячного малыша

К имеющимся игрушкам хорошо добавить предметы:

Формирование мелкой моторики
  • развивающие мелкую моторику: пирамидки, вкладыши, матрешки;
  • формирующие двигательную активность: мячи, кубики, каталки, фигурки животных, машинки.