Мы растем! Все о развитии ребенка от 1 года 9 мес. до двух лет

Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам

Особенности психического развития девятимесячного ребенка

В 9 месяцев ребенок продолжает изучать новую территорию и окружающий мир: перебирает различные емкости (коробки, баночки), исследует косметички, сумочки. Внимание малыша все больше сосредотачивается на изучении частей тела и действий взрослых. К примеру, он может внимательно наблюдать за тем, как мама складывает предметы в сумку, готовит, убирает и т.д.

Наблюдая за взрослыми ребенок начинает повторять их действия. Он может надевать шапку на голову, пить из чашки, прикладывать мобильный телефон к уху, умываться и выполнять прочие несложные задачи.

Психологическое развитие лет

В этом возрасте уже четче проявляется различие между мальчиками и девочками как в физическом, так и в психологическом развитии.

  • Мальчики заметно подрастают и иногда становятся выше девочек на 8-10 см. Увеличивается объем грудной клетки. Мускулатура динамично развивается благодаря регулярным физическим нагрузкам. У девочек начинают понемногу округляться формы.
  • Психическое развитие детей мужского пола заметно ускоряется. Мальчики такого возраста много читают. Поэтому их активный лексикон вмещает много сложных слов. Но, в отличие от девочек, им трудно сконцентрироваться как на уроках, так и дома. Они достаточно рассеяны, витают в своих мечтах.
  • Нежелание делать домашнее задание нередко выводит родителей из себя. Кроме того, мальчик часто получает двойки за свою невнимательность. Но оценки его мало волнуют. Ребенок то чересчур уверен в себе, то испытывает что-то вроде депрессии, потеряв веру в свою значимость.
  • Огромную роль играет мнение друзей мальчика. Если кто-то вдруг надумает немного подшутить над ребенком, он может даже устроить истерику, не в силах управлять своим гневом. Перепады настроения в этом возрасте — вполне естественное явление. Ребенок то скачет от радости и воодушевления, то закрывается в себе по непонятным причинам.
  • Что касается девочек, то им с учебой намного легче. Они спокойны и внимательны на уроках. Воспитание девочек на этом этапе не создает каких-либо неудобств. Они любят посещать уроки рисования, пения, танцев, тонко чувствуют прекрасное и с радостью к нему тянутся.
  • Среди девочек не замечается резких скачков в росте. Их время придет с началом менструального цикла. А пока их организм бережет силы до этого часа. У кого-то «взрослая жизнь» начнется уже через год. Современные дети развиваются намного быстрее предыдущих поколений.
Читайте также:  Как назвать девочку в 2020 году по знаку зодиака

Основные навыки 9-месячного малыша

К концу 9 месяца правильно развивающийся ребенок должен уметь:

  • легко садиться самостоятельно;
  • хорошо держать равновесие в положении сидя;
  • хорошо ползать, меняя направление;
  • вставать, держась за руки взрослого или за предметы;
  • делать несколько шажков у опоры;
  • рвать бумагу, мять пластилин;
  • стучать одной игрушкой о другую;
  • повторять движения за взрослым (хлопать в ладоши, поднимать ручки, топать);
  • по-разному брать предметы: большие – всей ладонью, маленькие – двумя пальцами;
  • начинать игру самостоятельно;
  • листать книжку с толстыми картонными страницами;
  • показывать по просьбе взрослого знакомые предметы, игрушки, некоторые части тела;
  • во время игры выбирать любимый предмет;
  • находить игрушку, которую спрятали у него на глазах;
  • произносить множество звуков, повторять за родителями слоги и даже отдельные слова;
  • оценивать настроение окружающих людей (например, может заплакать, если рядом плачет другой ребенок).

Если хотите помочь ребенку правильно развиваться, чаще разговаривайте и играйте с ним

Взаимодейтсвие с предметами

На основе движений руки и понимаемой речи развиваются действия с предметами.

К 7-8 месяцам ребенок хватает игрушки одной рукой, размахивает ими, перекладывает из одной руки в другую. Может подолгу ими заниматься и разнообразно с ними действовать. Начинает подражать действиям взрослого, а к 9 месяцам действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает), т.е. начинает делать то, что подсказывает игрушка. Затем подражает взрослому, выполняет новые действия с теми же игрушками, а затем – с другими. Ведущая линия развития ребенка – становление понимаемой речи

Ребенок в 7 месяцев. Это является основой развития активной речи и меняет поведение ребенка, характер его деятельности. К 7 месяцам ребенок по просьбе взрослого находит взглядом предмет, находящийся на постоянном месте и который ему неоднократно показывали. Это еще не понимание речи, а условный рефлекс, проявляющийся зрительно-двигательной реакцией.

Ребенок в 8 месяцев. К 8 месяцам ребенок по слову взрослого находит 2-3 предмета на постоянных местах. Его учат делать «ладушки», давать ручку, махать рукой «до свидания», потом просят сделать это без показа. Это уже понимание речи.

Ребенок в 9 месяцев. К 9 месяцам ребенок находит предметы на постоянных местах и в любом месте, иногда показывает на них пальцем. Он знает свое имя, откликается на него, дает игрушку, которую держит. Выполняет действия по слову взрослого: садись, дай, пей, дай руку. Так речь взрослого начинает регулировать действия ребенка. Под плясовую музыку или пение ребенок выполняет плясовые движения.

Следующей ведущей линией является развитие активной речи. В основе ее становления лежит способность подражать, являющаяся основой обучения. У детей, не умеющих подражать, развитие задерживается.

В 7 месяцев у ребенка уже развито самоподражание. Он повторно произносит одни и те же слоги, лепечет. При поддержке взрослым голосовой активности ребенка, у него появляется радостное оживление. Ребенок приглядывается к артикуляции взрослого и старается ему подражать.

К 8 месяцам ребенок начинает повторять слоги за взрослым, а к 9 месяцам повторять за взрослым новые слоги, которых нет в его лепете. Лепет обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным на голосовое общение взрослого. Ребенок сопровождает им свои действия.

Для становления активной речи необходимо развитие понимаемой речи, слуха, артикуляционного аппарата, способности подражать. Совершенствуется тактильная чувствительность. Появляется реакции на щекотание и др. Становятся тоньше обонятельные и вкусовые восприятия. Ребенка трудно накормить новой пищей с непривычным вкусом и запахом.

Для полноценного развития ребенка 6-9 месяцев очень важна правильная организация бодрствования. Дети должны бодрствовать только в манеже или на полу со специальным теплым покрытием. Необходимы точки опоры для начинающих вставать и переступать. Одежда не должна стеснять движения.

Избегайте сладких напитков в бутылке

В этом возрасте ваше дитя кушает продукты прикорма с как минимум двумя кормлениями грудью. Младенцы в 9 месяцев готовые есть

  • утром (фрукты),
  • обед (овощи, мясо) и
  • во второй половине дня или
  • ужин (зерновые, йогурт, творог и т.д.).

Несколько раз в течение дня крохе предложите воды в умеренном количестве. Избегайте давать ему сок в бутылке, потому что сладкая жидкость может вызвать кариес. 

Избегайте сладких напитков в бутылке

Не забудьте чистить зубы ребенку. Попытаться чистку маленьких зубов превратить в игру, чтобы не создавать сопротивление гигиены полости рта.

Видео Доктор Комаровский, нормы и сроки развития ребенка в 9 месяцев.

С этой статьей также читают

  • Мясо с какого возраста можно давать ребенку: советы родителям
  • Преимущества грудного вскармливания для ребенка и матери: секреты для мамочек
  • Таблица питания ребенка до года по месяцам: памятка для молодых мам
  • Смеси без пальмового масла для новорожденных: список полезных смесей для малышей
  • С какого возраста можно давать ребенку мед: советы и рекомендации
  • Когда можно качать пресс после родов кормящей маме: советы специалистов
  • Прогулочные коляски Геоби: рекомендации родителям при выборе
  • Как выбрать коляску для новорожденного летом: их виды

Игры и игрушки ребенка в год месяцев

Помимо простейших логических игр типа пазлов, состоящих из небольшого количества элементов, или игрушек-сортеров, детям в возрасте год и девять нужно уделять много времени для физических игр и упражнений. Им просто необходимо выплескивать свою энергию, поэтому нужно бегать, прыгать, залезать вверх и слазить вниз, кидать и пинать мячи, плескаться в ванной перед сном и делать зарядку по утрам.

Читайте также:  Бессонница при грудном вскармливании: устраняем ее безопасно

Более спокойные варианты игр — это накормить любимую игрушку и уложить ее спать, затолкать машинку в гараж, не забыв предварительно развести все игрушки по их домам, строить домики и замки из кубиков и конструкторов. Поскольку с координацией движения дела обстоят гораздо лучше, то уже можно чаще предлагать малышу порисовать в альбоме, ведь в этом возрасте малыши учатся различать границы. Потому рисование на альбомном листе — это прекрасная возможность потренироваться на предмет того, чтобы не выходить за обозначенные пределы.

И, конечно же, просто необходимо давать возможность крохе самому себя занять (разумеется, под неусыпным контролем со стороны взрослого). Свобода в игре — это лучшее средство для развития фантазии и воображения.

Ребенок год месяцев

Достижения малыша радуют его и вас, попытки сделать что-то самостоятельно все чаще бывают успешными. Теперь ребенок:

  • поднимается по ступенькам, ставя обе ноги на каждую ступеньку, и не нуждается в опоре или помощи взрослых;
  • подражает родителям не только в привычках и манере общения, но в сюжетных играх – убирает в доме, готовит кушать, развешивает белье;
  • легко справляется с легкими головоломками и элементарными пазлами;
  • может бить ногой по мячу и не падать, бросать мяч из-за головы;
  • говорит связно – в речи появляются предлоги;
  • частично выговаривает более сложные слова, а его словарный запас пополняется множеством новых взрослых слов.

Умные родители.

Поддерживайте ребенка во всем новом, благодарите за помощь, отмечайте малыша за достижения, за старание в неудачных попытках, за самостоятельность в ежедневных делах, за правильный ответ или помощь. Похвала никогда не будет лишней, она лишь вселит уверенность и желание к покорению вершин. Но похвала должна быть оправдана, за дело, за результат, пусть даже незначительный. Ищите позитивное в любом начинании малыша, даже если результат еще далек от совершенства.

Полезные игрушки.

Лото, мозаика, различные шнуровки, пазлы, в которых нужно соединить верхнюю и нижнюю часть тела, времена года и одежду, взрослого животного и его малыша, животное и его дом или любимую еду. Красивые цветные книги с картонными страницами и качественными иллюстрациями.