Как развивать речь ребенка в 1-2 года: информация для родителей

Речь годовалого малыша быстро пополняется новыми словами и целыми фразами и активизируется к двум годам. Именно в период 1-2 лет она становится для ребенка базовым средством общения. То, какой она будет, зависит от подготовительных работ, которыми родители занимались с младенцем до года. А для развития правильной речи рекомендуется использовать специальные упражнения.

Нормы речевого развития у малышей от до лет

  1. В норме малыш в возрасте одного года должен освоить такие речевые навыки: Он должен уметь повторять открытые слоги (те, что заканчиваются на гласный звук). К примеру, годовалый малыш может еще не уметь говорить слово «нет», но может воспроизвести его как «нэ». Также он произносит «да», «ту» и так далее.
  2. Малыш уже выражает свои эмоции через интонацию.
  3. Ребенок может повторять слоги и звуки, произносимые животными: «мяу», «ав-ав», «му-му».
  4. Он воспринимает на слух названия определенных предметов, понимает, о чем говорят взрослые, и может указать на них.

ВАЖНО! Большое значение имеет не только то, что и как говорят малыши в возрасте от одного до двух лет, но также и то, могут ли они запомнить, как называется и для чего предназначен тот или иной предмет.

Ко второму году жизни в норме малыш умеет отвечать на обычные вопросы, может выполнить простые поручения, повторить несложные слова и фразы. Он может выговорить все гласные звуки и большую часть согласных. К двум годам ребенок умеет строить предложения, включающие в себя 3-4 слова. Малыш слушает стишки, сказки, потешки, старается запомнить какие-то их части.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если что-то из перечисленного у малыша не получается, внимательно понаблюдайте за ним. Возможно, у ребенка небольшая задержка развития речи. Это не страшно и поддается корректировке, например, с помощью логопедического массажа. Уже с двух лет малыш может заниматься с логопедом, дефектологом или психологом.

Значение языкового развития детей

У маленьких детей языковое развитие совпадает с развитием мысли. Когнитивные навыки стоят рядом с языковыми, поэтому ребенок, который прикладывает усилия в развитии языка, будет также усерден и при изучении других учебных предметов и областей развития.

Язык – это общение, как выразительное, так и рецептивное. На выразительном языке говорят или общаются с помощью языка жеста. Рецептивный язык – это речь или информация, которую передают или понимают.

Влияние речи на письмо и чтение

Речь и грамотность (письмо и чтение) развиваются вместе. Ранние навыки речи и грамотности развиваются за несколько лет перед тем, как ребенок пойдет в школу и будет нуждаться в социальном взаимодействии и окружении, которое вовлечет ребенка в общение. Ранее эксперты считали, что у ребенка развитие языковых навыков происходило вразброс, а затем только приобреталась грамотность. Однако сейчас мы допускаем, что эти навыки взаимосвязаны и что ребенок не развивает их в изоляции от других.

Влияние речи на успехи в школе

Развитие речи ребенка непосредственно влияет на его успехи в школе. Это один из лучших способов предсказать, какие у него будут достижения в школе. Когда у ребенка выдающиеся навыки в речи, это влияет и на все другие учебные предметы. По существу чтение имеет непосредственное отношение к печати, и ребенок способен воспринимать эти написанные символы и придавать им смысл из-за раннего языкового развития.

Влияние речи на эмоциональное развитие

Развитие языка также важно и в способности ребенка выражать и передавать эмоции. Это начинается с лепетания и воркования младенца и связью, которая строится между ребенком и его воспитателями. Ранняя речь состоит больше из криков, выражающих потребности, и постепенно уступает место большей вербализации. Когда языковое развитие ребенка улучшается, обычно эмоциональных всплесков и истерик становится меньше. Ребенку, который может выражать эмоции через слова, будет легче справиться со школьными и учебными задачами, и он будет более успешен в школьной социальной среде.

Pекомендуется

  • Следить, чтобы остальные члены семьи говорили грамотно: ребёнку необходимы правильные образцы для ориентации.
  • Следить за тем, чтобы ребёнок слышал и видел взрослого, который к нему обращается. .
  • Говорить с паузами, чтобы дать ребенку возможность услышать, понять, повторить и/или дать ответную реакцию.
  • Поощрять любую речевую инициативу ребёнка.
  • Комментировать/называть действия, осуществляемые ребёнком и окружающими его людьми.
  • Развивать память и внимание через игру. Например, построить башню, проговаривая, в какой последовательности располагаются элементы. Затем разрушить постройку и попросить ребенка построить такую же.
  • Развивать способность к подражанию через копирование жестов, действий, мимики, движений животных и других людей.
  • Развивать слуховое внимание с помощью анализа звуков и шумов. Например, если раздался лай собаки или шум мотора, спросить: «Что ты слышишь?”
  • Максимизировать работу мышц артикуляционного аппарата самыми разными способами — в том числе употреблением жесткой пищи (овощей, фруктов)
  • Развивать мелкую моторику с помощью игр с крупами и мелкими предметами (например, прищепками), застегивания пуговиц, лепки.
  • Развивать дыхательный аппарат: выдувать мыльные пузыри, задувать свечу, дудеть в дудку и т. д.
  • Если в возрасте 1,5–2 лет ребенок всё ещё сосёт пустышку и/или грудь, необходимо отучать от этой привычки.
  • А если вам нужна консультация и супервизия специалиста, мы всегда рады помочь и всегда на связи! Позвоните нам по телефону +7(921) 995-61-57 или запросите обратный звонок через форму

    Как быстро развить речь младшего школьника

    Если ваш ребёнок уже младший школьник, и он до сих пор коряво строит предложения, затрудняется выражать свои мысли, не может писать изложения и сочинения, плохо пересказывает, то нужно бить тревогу. Но ребенка желательно не заставлять что-то делать, а заинтересовать.

    Читайте также:  Грудничковое плавание: что это, польза и возможности

    Для этого я составила рабочую тетрадь, которая в руках ребёнка превращается в его творение — самостоятельно написанную книгу с рассказами собственного сочинения.

    Все дети любят мечтать и фантазировать. Это заложено в них самой природой. Если этот талант еще не проявился в маленьком человечке, то его нужно осветить, чтобы он заблистал всеми радужными цветами.

    Как быстро развить речь младшего школьника

    В наше время очень трудно быть успешным без развитой речи. А каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок крепко стоял на ногах  и много добился в жизни. Этому во многом будет способствовать уверенная речь, творческое мышление, гибкий ум и грамотное письмо.

    Занятия по рабочей тетради «Я умею сочинять» решают эти задачи.

    Тетрадь может быть использована как индивидуально для творческой работы дома, так и в классе учителем.

    Данные задания послужат хорошим подспорьем для уроков развития речи учащихся. Дети научатся не только фантазировать и образно мыслить, но и красиво строить предложения, грамотно оформлять их на письме. После этих упражнений детям гораздо легче будет даваться написание сочинений и изложений.

    Тетрадь можно использовать по-разному.

    Как быстро развить речь младшего школьника

    Это может быть индивидуальная работа в течении года с периодическим обменом и прочитыванием работ друг у друга одноклассниками. Дети это очень любят, и одновременно с этим они полностью вовлечены в процесс и схватывают необходимые умения и навыки налету. Самые удачные работы желательно поощрять положительными оценками. Можно организовывать работу в парах или группах. Что тоже вызывает немалый интерес и сближает детей.

    В результате у каждого ребенка будет целая написанная им книга с интересными историями, а вместе с тем развитое воображение и более уверенная грамотная речь.

    В рабочей тетради есть 22 задания для составления рассказов по заданной тематике, а также есть страницы для свободного творчества, которые, при желании, можно всегда распечатать еще.

    Скачать файл

    Как показывает практика, дети, которые имеет неразвитую речь также плохо читают. Поэтому занятия по развитию речи целесообразно совмещать с упражнениями для увеличения качества и скорости чтения. Для этого великолепно подойдет тренинг со специально написанными текстами и упражнениями.

    Как быстро развить речь младшего школьника

    Скачать файл

    Книги, написаны таким образом, что по ним можно заниматься не будучи профессионалом. То есть каждый родитель, при желании, может стать для своего ребенка хорошим репетитором. А если вы учитель, то эти разработки будут хорошим подспорьем в вашей работе.

    Развитие речи ребенка — лет

    Это период, когда малыш осваивает звуки, которые раньше ему не давались – шипящие звуки, С, Р и другие. Большинство деток к 5 годам уже произносят правильно знакомые слова, а если ошибаются при произнесении незнакомых, исправляют их после тренировки и повторяют за взрослыми. Память к этому возрасту развита очень неплохо, ребенок может запоминать и рассказывать стихи, петь знакомые песенки и даже пересказывать сюжеты знакомых сказок. Ребенок в состоянии сформулировать собственную мысль, строит сложные предложения строит правильно, изменяя слова по падежам, числам, используя предлоги, прилагательные, глаголы.

    Я – личность: что должен уметь ребенок в 5 лет

    Методика Зайцева

    Методы и приемы работы над развитием связной речи Зайцева для детей старшего дошкольного возраста основаны на видении основной составляющей языка не в слоге, а в складе. Это сочетание двух букв, одна из которых согласная. Эти способы развития с помощью букв применимы как в детском саду, детском эстетическом центре, так и дома.

    Читайте также:  Как легко восстановить доверие между родителями и детьми?

    Занятия по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста с помощью букв на кубиках проходят в игровой форме с помощью кубиков Зайцева, на каждой стороне которых написаны склады.

    Внутри кубиков Зайцева находятся звоночки, деревяшки, бусинки, издающие при передвижении кубиков Зайцева характерные звуки. Так, для складов со звонкими согласными используются колокольчики, для глухих согласных – деревяшки. Благодаря такому устройству кубиков и букв Зайцева малыш учится различать на слух звонкие и глухие согласные.

    Занятия по обучению связной речи по методике Зайцева предполагают пропевание складов и их цепочек с использованием кубиков Зайцева.

    С трех лет методика Зайцева обучает счету от 0 до 99.

    К сожалению, отзывы родителей говорят о другом. Мамы, дети которых посещали специальные детские центры, работающие по методике Зайцева, обучались в детском саду по кубикам Зайцева, играли с ними дома, проводили занятия, показали мало сдвигов в развитии и обучении чтению. Методика Зайцева по изучению букв и ее средства пока вызывают множество противоречий.

    Какая литература может помочь родителям?

    Книги – надежный помощник в быстром развитии речи. Уже во втором полугодии своей жизни кроха с интересом разглядывает яркие картинки и слушает мамины рассказы. Такой интерес обязательно нужно использовать для речевого развития. Когда мама описывает картинку, пополняется словарный запас ребенка.

    Книги по развитию речи малышей раннего возраста и дошкольников красочно иллюстрированы. Как правило, основные успешные проекты представлены тематическими сериями. Например, транспорт, семья, домашние животные и т. д. На первых порах достаточно совместного разглядывания картинок. Малышей постарше можно попросить рассказать, что они видят в книге, ответить на вопросы.

    Есть книги по развитию речи и для детей, и для родителей одновременно. Это сборники упражнений, например:

    В книги описываются игры и упражнения, помогающие малышу развивать речь в возрасте от 1 до 3 лет.

  • «Большой логопедический учебник», автор-составитель Е. Косинова. Сборник упражнений пальчиковой и артикуляционной гимнастики, заданий на развитие речевого слуха для правильного развития устной речи и произношения у детей. Заниматься по этому учебнику можно с самого раннего возраста, но большинство заданий ориентировано на детей от 2 лет.
  • Кроме книжек, можно использовать различные логопедические пазлы, альбомы с наклейками, игры с карточками и кубиками.

    Развитие речи — сложный многогранный процесс, требующий терпения, внимательности, системного подхода и доброжелательности со стороны родителей. Он станет успешным для малыша при условии соблюдения определенных правил взрослыми. Если в ходе освоения речевых навыков у крохи возникают сложности, не стоит паниковать. Обращение за квалифицированной помощью в раннем возрасте помогает устранить большинство речевых проблем до поступления в школу.