Как научить ребенка выговаривать букву р — эффективные методики

Четкая и понятная речь — один из показателей успешного развития ребенка. Дети, умеющие правильно говорить, всегда выделяются на фоне сверстников. Но дошкольникам не всегда удается верно выговаривать некоторые буквы. Особенно сложны в произнесении буквы Р, Л, Ж, Ш, С.

Как научить ребенка говорить букву Р?

Постановка правильного произношения буквы Р занимает много времени, если случай запущенный. Как правило, немногие родители заботятся о том, чтобы с самых первых дней своей жизни ребенок учился говорить исключительно правильно. Всех людей забавляет, как еще неумело малыш произносит различные слоги. При этом поправлять его никто не торопится, так как в это время критика отсутствует абсолютно у всех. Родители полагают, что раз чадо заговорил, то пусть уж говорит, как хочет. Ближе к школе всех начинает беспокоить, что некоторые слова ребенок коверкает настолько, что становится, мягко говоря, уже не до смеха. Они начинают строго одергивать своего ребенка, на что он вполне очевидно отреагирует удивлением, ведь раньше то, что ребенок не выговаривает букву Р всех устраивало.

Этапы постановки звука Р

К тому времени, когда перед родителями встает вопрос, как научить ребенка говорить букву Р, как правило, ребенок уже достаточно четко говорит неправильно. Поэтому постановка звука Р осуществляется в несколько этапов, при этом по подражанию буква Р не ставится. Логопеды призывают обратить особо пристальное внимание на тех детей, которые к пяти годам звук Р произносить не могут совсем. При постановке звука акцент следует ставить на два пункта, во-первых, язык должен быть расслабленным и распластанным, во-вторых, кончик языка следует с силой упереть в альвеолы.

На подготовительном этапе полезно отрабатывать упражнения «Грибок» и «Болтушка». Первый заключается в том, чтобы при открытом рте прилепить язык к небу и с силой выдохнуть воздух. При этом кончик языка должен создать вибрирующее действие, которое ребенку следует запомнить. Упражнение «Болтушка» заключается в том, чтобы ребенок со скоростью начал болтать языком между зубами, при этом язык сам создаст звук Р.

Чтобы правильно ответить на вопрос, как научить ребенка говорить Р, следует рассмотреть другие упражнения для примера. Так, поставить звук Р проторного типа можно с помощью упражнения на произнесение английского звука «R». Изначально он будет слышаться, как «Ж» и тогда язык следует начала приближать к резцам. Позже к этому звуку следует добавлять гласные, отчего получится постановка звука Р без вибрации кончика языка. Также постановку звука можно осуществить путем поднятия кончика языка к альвеолам и удерживая в таком положении пустить струю воздуха. Воздух, вырвавшись из-за кончика языка, будет создавать подобие звука Р, который надо запомнить.

Как поставить букву Р ребенку?

Чтобы научить ребенка говорить букву Р не сюсюкайтесь и не коверкайте слова сами. Дети часто копируют поведение взрослых, а потому, следите за собственной речью — ласковое отношение можно выразить голосом, но не самими словами.

Вместе с ребенком отправьтесь к педиатру, который ласт направление на проведение обследований, которые помогут понять, имеются ли какие-то патологи в строении речевого аппарата малыша. Иногда неумение выговаривать букву «Р» возникает из-за короткой уздечки языка, особого расположения зубного ряда и других факторов. Если проблема имеется, врач предложит варианты лечения. Иногда назначается операция. В большинстве случаев она не опасна и может проводиться либо не проводиться — выбор за вами.

Если в строении речевого аппарата не было выявлено никаких отклонений, отведите ребенка к логопеду, который подскажет вам, какие упражнения помогут исправить речевой дефект.

Если ребенок не выговаривает букву Р, ему будет очень полезна артикуляционная гимнастика, которая развивает мышцы, принимающие участие в звукообразовании. Проводить ее нужно регулярно. Пусть ребенок пощелкает языком, имитируя шаг лошади, попытается дотронуться языком внутренней части щек, кончика носа, подбородка и т.д.

Выполняйте артикуляционную гимнастику вместе с ребенком — подавайте ему пример.

Полезно вместе произносить скороговорки. Советуем к выполнению всех упражнений подходить творчески — в этом случае ребенок будет заниматься с удовольствием.

Немного настойчивости и внимания вам потребуется для того чтобы помочь малышу исправить произношение буквы «Р», и чем раньше вы начнете заниматься с ребенком, тем выше ваши шансы на успех!

Читайте также:  Как объяснить ребенку, что родители разводятся: советы психолога

Почему ребенок не выговаривает букву «к»?

Частой причиной того, что малыш не говорит букву «к», становится то, что родители и другие близкие родственники сюсюкают с ним, то есть подражают его несформировавшимся речевым навыкам. Речь взрослого опускается до уровня детской речи. Ребенок, не слыша вокруг себя нормально проговариваемых звуков и букв, не может узнать, как их правильно произносить. Чтобы малыш учился говорить правильно, речь родителей должна быть четкой и понятной.

Другие причины, мешающие ребенку правильно выговаривать тот или иной звук, в частности «к», заключаются в следующем:

  1. Патологии со стороны слухового аппарата или органов зрения.
  2. Слишком большой или маленький язык.
  3. Короткая связка, располагающаяся под языком.
  4. Парез корня языка.
  5. Тонкие или толстые губы, которые мешают нормальной артикуляции.
  6. Неправильное строение зубов или челюсти.
  7. Гипотонус корня языка.
  8. Ринолалия (расщепление твердого и мягкого неба).
  9. Готическое, щелеобразное или узкое строение неба.

Советы логопедов

Также нелишним будет ознакомиться с советами специалистов:

  • Когда ребенку 2 года и его понимает только мама, это нормально, а если с 2 до 2,5 лет малыша начинает понимать и папа, значит, у него прогресс и поводов для волнения нет. Волноваться нужно начинать с 3-летнего возраста.
  • Не существует волшебных препаратов, которые могли бы подкорректировать дикцию ребенка, поэтому с ним надо больше разговаривать. Если вы слишком заняты, поставьте ему аудиосказку. Нужно расширять словарный запас ребенка.
  • Наряду с развитием словарного запаса и правильной грамматики необходимо уделять внимание мелкой моторике пальчиков. Для этого ребенок должен больше играть с конструктором, складывать мозаику или пазлы и т. п.

Не спешите с хирургической корректировкой короткой уздечки языка, ее можно попробовать растянуть при помощи специальных упражнений, таких как:

  • облизать языком блюдце;
  • дотянуться кончиком языка до носа;
  • дотронуться кончиком языка до подбородка;
  • достать поочередно до носа и подбородка.

Упражняйтесь с ребенком регулярно, постепенно увеличивая количество повторений.

  • Как приучить ребенка к груди?
  • Выбор имени для ребенка
  • Развиваем память и внимание ребенка

Грамотная речь, умение выражать свои мысли словами — один из основных показателей интеллектуального развития человека. Но и спешка в деле развития устной речи ребенка ни к чему. Кроме специальных занятий, которые могут быстро надоесть малышу, пополнить его речевой запас вы можете, разговаривая с ним в процессе обычных дел по дому. Общению с ребенком нужно радоваться и посвящать ему как можно больше времени.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка, Славный мишка, Весь из плюша Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

Читайте также:  Взросление сына: стадии родительского авторитета

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Разминка артикуляционного аппарата

Прежде чем приступать к логопедическим занятиям, необходимо провести разминку, чтобы разогреть мышцы, повысить их работоспособность и подвижность. Также разминка способствует и растяжению уздечки, если она укорочена.

  • Нужно растянуть губы и открыть рот примерно на 2 пальца, после чего начать поглаживать небо языком, двигая его назад и вперед до упора.
  • Открыть рот и растянуть в улыбке губы, а языком водить в стороны от одного уголка губ к другому.
  • Растянуть губы в улыбке и открыть рот, прижав язык к небу. Не изменяя положения челюсти и языка, смыкать и размыкать губы.
  • Растянуть губы в улыбке и открыть рот, при этом проводя языком по зубам с внутренней их стороны.
  • Растянуть губы и открыть рот, а языком упираться в каждый зуб по очереди, будто бы пересчитывая их.
  • Губы расслабить и высунуть наружу кончик языка. Фиксируя артикуляционный аппарат в этом положении, нужно попробовать произнести звук «з», после чего спрятать язык и снова произнести этот звук.
  • Нужно высунуть язык как можно дальше и попытаться скрутить его в трубочку.
  • Развитию артикуляционного аппарата способствуют и короткие стишки, и скороговорки, в которых содержится много звуков «р».
Разминка артикуляционного аппарата

Во время занятий не нужно давить на малыша и тем более повышать голос, чтобы у него не развились чувство вины и неуверенность. Напротив, нужно всячески дитя поддерживать и хвалить даже за самые незначительные достижения.

С помощью подобной компьютерной программы ребенок в визуальной форме изучает буквы

Анализ речи ребенка и упражнения по её развитию

Нужно иметь хорошо сформированный речевой аппарат, чтобы правильно и красиво говорить. Это дело наживное, и чем раньше начнете занятия по его развитию, тем лучше получите результат.

Хорошего показателя произношения буквы «Р» можно добиться, выполняя упражнения с ребенком в возрасте 5-6 лет. В 12 уже сложнее: понадобится профессиональная помощь логопеда, но занятия дома всегда приветствуются.

Чтобы отучить ребенка грассировать или картавить, прежде всего обратите внимание на произношение более легких звуков, особенно согласных шипящих: «Ж», «Ш», «Ч», «Ц». Они должны произноситься чисто, не переходя одна в другую. Заставляйте выговаривать слова правильно, не заменяя звук более удобным для произношения.

Анализ речи ребенка и упражнения по её развитию

Затем переходите к «Л». Ее нужно выговаривать твердо. От твердой «Л» легче всего перейти к «Р», так как язык в нёбе размещается практически одинаково. Только буква «Р» требует вибрации кончика языка.

Отучить картавить поможет упражнение по растяжке подъязычной «уздечки».

Учитывайте то, что если ребенок картавит в 12 лет, возможно, потребуется помощь специалиста по искусственному увеличению её длины – делается небольшой надрез под языком, что дает возможность более свободного хода. Оперативное вмешательство проводят только в условиях стационара. Делать эту процедуру самостоятельно крайне небезопасно.

Как организовать занятия с ребенком дома самостоятельно

Работа над развитием речи требует терпения и системы. Добиться повторения ребенком слогов, слов и предложений и удержать внимание на карточках бывает очень непросто. На помощь приходит игра — особый вид деятельности, через который можно решать речевые проблемы.

При игровом подходе ребенок будет с нетерпением ждать занятий, а эффект не заставит себя ждать — нужные звуки появятся в его лексиконе достаточно быстро.

Чтобы ребенок не переутомился, не занимайтесь с ним дольше 15 минут. Вначале уделите время разминке речевого аппарата, а затем переходите к логопедическим упражнениям. В процессе занятия предложите ребенку смотреть в зеркало, чтобы он лучше понимал, что от него требуют.

Не отрабатывайте одни и те же упражнения больше 5 раз. Это скучно. Ребенок быстро потеряет интерес к занятиям — лучше повторяйте сложные моменты в течение дня.

Читайте также:  Диспансеризация – первичный патронаж новорожденного

Совет: детям нравится играть роль учителя, такая практика хорошо закрепляет пройденный материал. Предложите ребенку показать любимой игрушке логопедическое упражнение, и он сам в течение дня будет то и дело повторять его, играя с игрушками. 

Как организовать занятия с ребенком дома самостоятельно

Разминка речевого аппарата перед началом занятий

Как и любым другим мышцам организма, мышцам речевого аппарата тоже нужна разминка. Мышцы языка, губ и щек нужно разогреть перед работой, поэтому первые 3-5 минут уделите время простым упражнениям:

  • подуть на чай — вытянуть губы трубочкой и сделать долгий выдох;
  • поиграть пламенем свечи — дуть на свечу, не задувая, а играя ее пламенем (контроль выдоха);
  • язык вверх-вниз, влево-вправо, достать языком до носа, до подбородка;
  • упражнение «ням-ням» — широко улыбнуться, провести языком по верхней губе, затем по нижней, спрятать язык, поджав его к небу;
  • говорить тихо, как мышка, затем громко, как медведь, — разогревает голосовые связки;
  • «качели» — высунуть язык, поочередно упереться широкой частью языка то в верхние, то в нижние резцы;
  • «заборчик-трубочка» — широко улыбнуться, сомкнув зубы, затем вытянуть губы трубочкой.

Каждое упражнение повторить 4-5 раз.

Помощь логопеда

Если вы занимаетесь с ребенком, но не видите хорошего результата, стоит обратиться к профессионалу. Сразу стоит сказать, что найти хорошего специалиста непросто.

Помощь логопеда

Преимущества занятий с логопедом:

  • Во-первых, логопед сможет определить, нет ли у вашего ребенка физиологических особенностей строения языка
  • Во-вторых, специалист сразу поймет, какой комплекс упражнений необходим в данном случае
  • В-третьих, логопед может за пять минут поставить букву, с которой вы не могли справиться несколько месяцев
Помощь логопеда

Занятие с логопедом

Занятия с логопедом обойдутся вам в «кругленькую сумму», но это того стоит.

Помощь логопеда

Если вы регулярно занимаетесь с ребенком, нацелены на результат, проводите занятия в интересной игровой форме, то вероятность успеха велика. Надеемся, что наши советы помогут вам. Скороговорки для закрепления произношения

Дети любят веселые скороговорки и потешки. Вы снова можете обратиться к пособиям, а можете сочинять их вместе. Помните, что только ваша поддержка и хорошее настроение помогут вашему ребенку справиться с такой сложной задачей.

Помощь логопеда

Примеры скороговорок на произношение буквы Р:

  • «Трое трубачей трубят в трубы»;
  • «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали»;
  • «У Кондрата куртка коротковата».
Помощь логопеда

Ну и классика — про траву на дворе и дрова на траве или история про Греку, который ехал через реку.

Более сложные скороговорки для выговаривания буквы Р представлены ниже (нажмите на картинку для увеличения):

Помощь логопеда

Кстати, это скороговорки не всегда легко даются даже взрослым. Можно поиграть — кто быстрее и чище их произнесет.

Неразговорчивые дети: когда обращаться к специалисту

Задержка развития речи у ребёнка проявляется в отставании от определённых норм речевого развития, возрастная граница которых установлена на отметке 4 года. Такие дети впоследствии тоже начинают говорить правильно, только процесс этот оказывается сильно растянутым по времени.

Проблемы в развитии речи ребёнка могут быть обусловлены следующими факторами:

  • отсутствие необходимого минимума общения. Это возможно если не разговаривать с малышом, либо предугадывать все его потребности и желания, выполнять их, не предоставляя ему возможности формулировать их при помощи слов.
  • медленный рост клеток головного мозга, несущих ответственность за речевую функцию. Причины подобного явления носят генетический характер.
  • болезни головного мозга и его травматические повреждения. Инфекционные заболевания, перенесённые в утробе матери, либо в первый год жизни.
  • проблемы со слухом. Поскольку речь напрямую связана с тем, что слышит человек, повреждения слуха вызывают проблемы с воспроизведением услышанного.

Приступаем к тренировкам

Попросите ребенка «порычать». Например, как тигр. Затем произнести простые и понятные слова: «трава, королева, рядом, ворона». В зависимости от результата проверки, постановка «Р» проходит в три последовательные стадии.

Приступаем к тренировкам
  1. Если малышу не удается произнести одиночный звук, то в первую очередь нужно отработать именно этот момент. Научите его имитировать рычание волка (рррр), мурчание котенка (мррр) или гудение трактора (тррр).
  2. Если изолированное произношение не вызывает труда, поупражняйтесь в слогах: ре-ро-ра-ри, а затем в словах. Произносите их медленно и четко, нараспев и просите повторить.
  3. Заключительный, наиболее сложный этап — тренировка звука в скороговорках, предложениях.

Важно помнить! Нередко вечно спешащие родители поступают строго наоборот. Нависнув над неуверенным ребенком, заставляют его тараторить архитрудные скороговорки, которые и сами произносят с ошибками. Научить говорить таким образом невозможно. Малыш испугается, закроется и откажется тренироваться наотрез.

Приступаем к тренировкам