Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы

С овременное подрастающее поколение смело можно называть если не «нечитающим», то мало читающим. Компьютерные игры, современные гаджеты, интернет вытеснили не только подвижные и игры, но и чтение. Как же приобщить детей к чтению, как заинтересовать их, как правильно расставить приоритеты современной жизни для маленького человечка, при этом не сделав его изгоем для его сверстников.

Читайте также

Детям и родителям Не только сказки: чем занять ребенка дома? Читаем, играем и готовим угощение вместе с Изадорой Мун Жизненно 12 сборников сказок для современных детей Тренды Зачем нужна «Маленькая злая книга» Рассказываем о волшебном способе приучить ребенка к чтению Жизненно 5 детских нон-фикшн книг Или что почитать тем, кто хочет передохнуть от сказок Детям и родителям Больше никакого крика: как жить с ребенком легко Книги-помощники для тех, кто устал быть родителем Тренды Кто такой Стив и почему детям стоит познакомиться с его «Дневниками» Детям и родителям Как защитить детей в интернете: 7 правил для ответственных родителей Техника безопасности от киберпсихолога Мери Айкен Тренды Лучшие книги для рождественских гаданий Составляйте точные прогнозы по рунам, картам и звездам

Эффективные методы: как подружить ребенка с книгой

  1. Читайте детям вслух с самого детства и до… предельного возраста не существует. Одна моя знакомая рассказывает, что ее сын – подросток с удовольствием приходит слушать сказки, которая она читает младшей дочери. Такая традиция закладывает позитивное отношение к чтению. И читатель, и слушатели окунаются в какой-то особенный мир, а затем они вместе обсуждают и прогнозируют сюжет, связывают его с реальной жизнью.
  2. Наполняйте свой дом книгами. Пусть они будут разными – художественными, научно-популярными, энциклопедиями и комиксами, классическими произведениями и современной литературой. Заведите традицию с определенной периодичностью ходить в книжный магазин. Пусть каждый член семьи выбирает себе книгу по вкусу. Выделите в семейном бюджете соответствующую статью расходов. Ходите всей семьей в библиотеку, на книжные выставки и презентации.
  3. Подавайте пример. У читающих родителей – читающие дети. Обсуждайте прочитанные книги во время семейных ужинов или прогулок. Обменивайтесь впечатлениями о прочитанных произведениях, формируйте списки желаемых книг сами и порекомендуйте ребенку создавать списки книг, которые ему хотелось бы прочитать в ближайшее время. Увлеченность родителей чтением, словно вирус, передается детям.
  4. Научите ребенка получать наслаждение от чтения. Ни в коем случае нельзя нивелировать интересами чада во имя пресловутого «списка литературы на лето», дайте ему возможность найти в огромном мире литературы «свое», пусть даже это будут комиксы. Классики литературы пока подождут своего часа. Предлагайте ребенку книги, соответствующие его интересам в этот момент – пусть даже это будут книги о принцессах, волшебных пони или динозавров. Также не следует ограничивать желание ребенка перечитывать одну и ту же книгу по нескольку раз.
  5. Социальные сети и виртуальное общение — во благо читательским интересам. Кто сказал, что читающий ребенок – это отчаянный «ботан-библиофил»? Порекомендуйте ребенку подписаться в социальных сетях на новости интересных издательств, вступить в группы любителей того или иного автора, зарегистрироваться на интернет-площадках поклонников чтения, поучаствовать в различных опросах и обсуждениях на тематических форумах. Это здорово «подпитывает» интерес ребенка к чтению.
  6. Экспериментируйте с жанрами. Например, в возрасте от 7 до 11 лет, когда идет «закладка» фундамента литературного вкуса, дети часто выбирают приключенческую литературу или детские детективы. Такие книги захватывают ребенка непредсказуемым сюжетом, искрометным юмором, понятной и актуальной для школьника проблематикой.
  7. Поощряйте детей писать. Если чтение открывает новые миры, то развитие писательского мастерства раскрывает мир самого ребенка. Начните с ведения читательского дневника. Пусть ребенок записывает краткие аннотации прочитанных книг, свои мысли и впечатления. Предложите ему во время летнего» отдыха вести «дневник путешественника». Пусть попробует писать короткие новеллы или рассказы, вести в интернете свой блог.

И самое главное: если ребенок увлечен книгой и получает от чтения удовольствие — значит мы на верном пути, если же он читает, потому что так нужно или потому что этого хотят родители — нужно пересмотреть методы приобщения ребенка к чтению.

Как заинтересовать ребёнка чтением книг

1. Начинайте читать ребёнку с самого раннего детства

Чаще всего малыши очень любят стихи, вероятно, за их ритм, простоту для восприятия, краткость. Выбирая первую книжку для своего малыша, позаботьтесь не только о том, чтобы она имела красочную притягательную обложку (переплёт лучше всего брать твёрдый), но и качественные иллюстрации с чётким изображением героев, пейзажей, отдельных предметов. Они должны быть узнаваемыми и понятными ребёнку.

2. Читайте малышу в определённое время, например, перед сном

В остальное же время книга или книги могут находиться в поле зрения ребёнка, чтобы он мог попросить вас почитать, если у него возникнет такое желание. Это если ребёнок ещё не разговаривает и объявить о своём желании может только указанием на предмет его желания. Когда ребёнок подрастёт его библиотеку можно перенести на отдельно выделенную для него полочку в пределах досягаемости. Если ребёнок просит вас почитать книгу, то не отказывайте ему и не ссылайтесь на занятость, на одно-два стихотворения из детской книжки не уйдёт много времени.

Читайте также:  Как определить колики у новорожденного по их основным симптомам

3. Обязательно обращайте внимание на то, как ребёнок ведёт себя во время чтения

Не затягивайте этот процесс и не заставляйте малыша елозить в ожидании скорейшего окончания произведения. Разбейте длинную сказку на несколько частей, но в начале чтения новой части обязательно поинтересуйтесь, чем закончилась предыдущая. Так ребёнок не только учится говорить, пересказывать, но и развивает память.

4. Как только ваш сын или дочь проявят желание учиться читать самостоятельно, обязательно «услышьте» их

Начните учить буквы, можете записать ребёнка к репетитору, которых сейчас очень много (предварительно хорошенько узнайте о будущем педагоге, его методах работы), можете потихоньку учить малыша сами, но опять-таки очень важно не переусердствовать, потому что отбить тягу к чтению очень и очень просто. Если у ребёнка отметилось желание научиться читать самостоятельно, то такое желание нужно поощрить.

5. Как только ребёнок начнёт читать самостоятельно, нужно очень чутко отнестись к выбору первых книг и к самому процессу

Здесь будут уместны «любимая мамина детская книжка», «нелюбимая папина, которую он так и не смог дочитать», «книжка, которую мама очень хотела прочитать» или другие варианты стимулирования. Давать за высиженные и вымученные десять-пятнадцать минут чтения шоколадку или столько же времени за компьютером неправильно. Ребёнок должен привыкать просто читать, читать для интереса, а не ради того, чтобы что-то за это получить.

6. По ходу чтения ребёнком какой-то книги обязательно интересуйтесь, как «обстоят» дела у главных героев, что случилось на сей раз с главной героиней, за кого переживает и волнуется ваш маленький читатель

Обсуждайте с ребёнком прочитанное, учите его сопереживать и фантазировать (ведь в случае если книга закончилась грустно или неинтересно, можно предложить малышу придумать другую развязку произведения). Запомните — механическое вычитывание пяти или пятидесяти страниц, причём под неусыпным надзором и покрикиваниями никогда не станет для ребёнка любимым занятием

Советы для родителей дошкольников и младших школьников

Соблюдая эти простые правила вы поможете своему чаду полюбить читать, чтение станет для него интересной игрой, а не скучным процессом соединения слогов.

  • Если ребенок уже освоил технику чтения, читайте вместе, по ролям, ему обязательно понравится эта идея, получится увлекательная и интересная игра.
  • Создайте собственную домашнюю библиотеку. Присутствие в доме книг, журналов и газет, а также ваш личный пример помогают детям рассматривать литературу как часть повседневной жизни. Обязательно вместе с малышом выбирайте, что вам прочесть, пусть он сам покажет, где находится его любимая книга.
  • Устраивайте всевозможные конкурсы и викторины. После прочтения ребенком книги, задавайте вопросы, после правильного ответа обязательно вознаграждайте какими нибудь вкусностями, желательно полезными. Вопросы можно озвучить перед прочтением книги, это поможет малышу запомнить необходимую информацию. Этот совет хорошо помогает детям научиться осознавать прочитанное, лучше понимать смысл текста.
  • Обрывайте финал. Читая новую книгу, остановитесь на самом интересном месте и уходите заниматься своими делами. Можно при этом намекнуть, что он сам в состоянии дочитать её до конца. Детское любопытство не знает границ, сделав свои дела, придите и спросите, чем же там все закончилось.
  • Рисуем иллюстрации и комиксы к прочитанным произведениям. Ни один ребенок не откажется от этого занятия. Можно выбрать определенное действие, происходившее в сказке и изобразить его на листе бумаге, дополнить диалогами, как в книге. Можно даже завести специальную тетрадку для комиксов.
  • Разыгрывайте сценки из сюжета в книге. Это не только поможет привить любовь к чтению, но и разовьет театральные навыки.

Как научить ребенка читать: основные способы

Родители младенцев и детей младшего возраста закладывают основу для успеха чтения задолго до того, как возникает необходимость в систематическом обучении. В то время как некоторые мамы и папы соблазняются обучающей продукцией, которая утверждает, что способствует раннему чтению. От данной затеи стоит отказаться. Это объясняется тем что слишком раннее введение формальных инструкций может иметь неприятные последствия — заставляет детей воспринимать чтение как задачу, которую ставят родители, а не как само по себе приятное занятие. Исследования показывают, что детки, которые получают раннее обучение, реже читают для удовольствия, когда становятся старше.

Как правильно ребенка научить читать

Родителям важно еще с раннего детства обеспечить ребенку обучающее пространство:

  • Подготовьте малышу его рабочее место. Позаботьтесь, чтобы оно было хорошо освещенным.
  • Учите постепенно: сначала звуки, потом буквы. Покажите крохе, что буквы окружают нас везде. Читайте с ним на вывесках, объявлениях и огромные плакатах базовые слова.
  • Покажите ребенку буквы «вашей семьи». На какую букву начинается имя папы, мамы, бабушек, дедушек и остальных членов. Он быстро покажет свои результаты и начнет находить похожие буквы везде.
  • Начинайте с легких слов и постепенно переходите к более сложным.
  • Приобретите азбуку и буквари.
  • Больше визуализируйте. Ребенку нельзя показать букву и он ее запомнит. Ему нужна визуализация. Для этой цели родителям станет отличным помощником плакат с русским алфавитом, специальные книги с голосовым произношением букв. Также поможет алфавит на кубиках, где каждая буква у малыша будет ассоциироваться с предметом, соответствующим букве. Как только дитя показало на какую-либо букву громко и четко произнесите звук «М», «С», «А» и т.д. Запаситесь терпением, возможно вам придется довольно много раз повторить один и тот же звук перед тем как ребенок его усвоит и сможет уверенно повторить.
  • Ассоциируйте. Проводите ребенку аналогии с буквами и окружающим пространством. Например, буква «О» похожа на бублик, буква «П» на дверной проем и другое.
  • Обучение в виде игры. Купите специальное печенье или макаронные изделия в виде букв. И во время обеда предлагайте малышу искать в супе или закусывать чай определенной буквой. Такой алфавит можно испечь и самостоятельно.
  • Магнитная доска. С помощью этого приспособления поиграйте с крохой в увлекательную игру. Пусть он вешает любые буквы, какие ему только нравятся, а родители громко называют их по звукам.
  • Работа за компьютером. Это, конечно, громко сказано, но все же. Разрешите ребенку сесть на ваше рабочее место и с помощью клавиатуры в обычном текстовом редакторе набрать буквы, которые ему нравятся. Далее можно распечатать «письмо» и уже в устной форме его разобрать на буквы.
  • Приглашайте ребенка вместе читать краткие интересные истории.
Читайте также:  30 лучших советов родителям по обучению 2-летного ребенка говорению

Действенные методы как научить ребенка читать

  • Традиционный способ. Ним пользовались многие поколения и знает каждый – азбука и букварь. Только родителям следует запомнить разницу в этой литературе, ведь многие наивно полагают, что речь идет об одном и том же. Азбука не учит читать, а учит всего лишь буквам и звукам. То есть, в ней малыш найдет букву и соответствующее ей изображение. Букварь же учит соединять слова в слоги. Он позволяет прочитать слово по слогам, к примеру «па-па», а не читать каждую букву по звукам («пэ-а-пэ-а»). На сейчас существует множество букварей, которые родители могут приобрести самостоятельно на свой вкус.
  • Обучение по Воскобовичу. Такой метод подойдет для детей, которым нравится обучение с помощью различных вспомогательных карточек. На его карточках представлены звуки с тематическими картинками, под которым находятся тексты песенок.
  • Складовой метод Зайцева.
  • Пособие Чаплыгина.
  • Чтение по Монтессори.
  • Чтение по Доману.

Действия взрослых: помочь или навредить?

Взрослым, выросшим в то время, когда чтение превалировало над другими способами подачи информации, трудно смириться с тем, что их дети не любят читать книги. К тому же школьная программа не отменяла чтение, и уроки литературы все еще присутствуют в расписании учеников. От навыков чтения напрямую зависит хорошая успеваемость. Вот почему родители ищут способы, как заставить ребенка читать.

Следует заметить: если ставить вопрос ребром, можно только навредить. Любой психолог скажет, что заставлять читать нельзя. Важно развивать любовь к чтению уже с малых лет, для этого нужно заинтересовать ребенка. Невозможно заставить полюбить чтение. Агрессивные методы приведут к обратному результату – ребенок возненавидит этот процесс.

Страх быть наказанным – это мотив, который может работать с маленькими детьми. Подросток не будет так послушен и, скорее всего, навсегда забросит книги, так как чтение будет связано с самыми неприятными воспоминаниями.

Правильная позиция родителей

Дорогие мамы и папы! Если вы будете именно заставлять ребёнка учиться, то вряд ли из этого получится что-то хорошее. Всё, что делается по принуждению или под страхом наказания, не принесёт пользы. Поэтому давайте всё-таки не заставлять детей учиться, а побуждать их к этому. И в этом вам поможет грамотная позиция родителя.

Заставить ребёнка учиться, конечно, можно. Но этим придётся заниматься все 9-11 лет.

Когда мы заставляем детей, мы берём их ответственность на себя. А мы же так хотим, чтобы дети были самостоятельными и делали уроки сами. Поэтому, если есть возможность, устанавливайте правила обучения в первом классе. Не надо делать уроки с первоклассником – функция родителя помочь не отвлекаться от деятельности. Если школьник старше, решайте задачу мотивацией и поощрением,

– Елена Овчаренко, детский и семейный психолог.

Адекватное восприятие ситуации

Что делают большинство родителей, если ребёнок не хочет учиться? Правильно, берутся за ремень. Наверняка, и ваши родители так поступали, и вы тоже нередко этим грешите.

Правильная позиция родителей

Крики, ругань и наказания оставляем за дверью. Они ничем не помогут. «Страшилки» про профессию дворника – тоже.

Родителям необходимо понять, что нежелание ребёнка учиться всегда имеет под собой конкретную причину.

О том, как правильно реагировать на непослушание, читайте в статье 10 способов наказать ребенка без крика, ремня и унижения.

Поддержка

Чтобы ребёнок стал самостоятельнее и научился справляться со своими проблемами, ему важно слышать от родителей:

  • «Я в тебя верю»;
  • «Всё получится»;
  • «Мы вместе решим эту проблему»;
  • «Не бывает безвыходных ситуаций».

Помощь

Родители могут:

Правильная позиция родителей
  • объяснить непонятный материал сами;
  • нанять репетитора;
  • поговорить с учителем;
  • скорректировать родительскую позицию;
  • сходить вместе с ребёнком на приём к невропатологу;
  • найти совместное решение школьных трудностей сына или дочери.

Узнайте, не обижают ли вашего ребёнка в школе и хорошо ли с ним обращаются учителя, чтобы вовремя помочь и решить проблему. Слушайте звук вокруг и отслеживайте местоположение ребёнка в режиме реального времени с приложением «Где мои дети» из AppStore и GooglePlay.

Заключите с ребёнком договор, прямо письменный, настоящий. Чётко пропишите, что полагается за «добровольное» выполнение уроков и какое «наказание» за невыполнение заданий. Отлично работают со старшими школьниками поощрительные мероприятия, например, всю неделю ребёнок делал уроки сам, в выходной вся семья едёт туда, куда хотел школьник. Наклейки, собирание по буквам слово «молодец» прекрасно работают с младшими школьниками,

Читайте также:  Схема лечения пневмонии у новорожденных

– Елена Овчаренко, детский и семейный психолог.

Зачем прививать любовь к чтению?

Первый вопрос, который родитель должен задать самому себе, — для чего ему нужно, чтобы его ребенок читал? Что он хочет увидеть в конечном результате: прочитанный список литературы на лето или же ребенка, который спит с книжкой в обнимку и считает это главным своим развлечением? От ответа на этот вопрос зависит дальнейший алгоритм действий.

Зачем прививать любовь к чтению?

1. Ради оценок в школе

Зачем прививать любовь к чтению?

Если ваша цель — прочитанный список книг, то тут все сложнее. Вообще школьная программа по литературе никогда не отличалась своей адекватностью — ни когда я училась, ни сейчас, когда учатся мои дети. Это отдельная тема для разговора. Если нужна хорошая оценка по этому предмету, можно просто использовать современные лайфхаки: аудиокниги, экранизации произведений, краткое содержание. Чтобы успешно написать школьные сочинения, этого вполне достаточно.

Ждать от нормального по уровню развития ребенка, что он будет влюблен в Достоевского, — верный путь к неврозу, вашему и вашего ребенка. Если честно, я бы поставила на Достоевского возрастной ценз 30+. Увы, это не очевидно для многих взрослых, в том числе и для разработчиков школьной программы, которые переносят свои литературные предпочтения на ребенка, не учитывая возрастные особенности и вопросы восприятия и осмысления текста.

Зачем прививать любовь к чтению?

Ну, допустим, вы решили: пятерка по литературе — и больше вопросы чтения вас не волнуют. Тогда разговор с ребенком строится по принципу: «Понимаю, зайчик, тяжело… Мне тоже было тяжело все это читать, но нужно, если хочешь хорошую оценку по литературе. Давай поищем варианты, как упростить для тебя эту задачу». Ну а если ребенку и оценка эта не очень-то сдалась, тогда… чтение явно не самая главная ваша проблема.

2. Ради развития литературного «аппетита»

Зачем прививать любовь к чтению?

Если же во главу угла ставить любовь к чтению вообще или чтение как основной вид детского досуга, то это уже совсем другая история. Тогда список школьной литературы придется немного отодвинуть на второй план. Совсем убирать его не стоит, ведь попадаются в школьной программе иной раз и интересные детям произведения (как правило, из списка для внеклассного чтения). Но подбором литературы нужно заняться по возрасту и по интересам ребенка.

Но для начала стоит разобраться, откуда эта любовь к чтению вообще берется. Откуда она взялась у детей, которые в первый класс приходят с прочитанным «Гарри Поттером», я не знаю, но их родители эту статью читать и не будут — у них другие задачи.

Зачем прививать любовь к чтению?

Поскольку меня больше всего беспокоил вопрос, как привить своим детям искреннюю любовь к чтению, с ним я и стала разбираться в первую очередь.

Типичные ошибки родителей, которые мешают обучению

При обучении дошкольника чтению родители часто совершают распространённые ошибки, которые тормозят процесс или потом создают у ребёнка проблемы в школе:

  1. Не разграничивают понятие буквы и звука (например, говорят звук МЭ).
  2. Заставляют заниматься через силу. Ведь если малыш не в настроении, толку от обучения не будет.
  3. Занимаются на систематически, а от случая к случаю. Результат не будет: упражняться нужно хотя бы по 15 минут, но каждый день.
  4. Комбинируют разные методики, к примеру, кубики Зайцева и карточки Домана. На самом деле выбирать конкретный метод нужно в зависимости от интересов, темперамента малыша. К примеру, спокойному ребёнку больше подойдёт букварь или «Складушки» Воскобовича. А вот непоседу увлечёт система Монтессори, кубики Зайцева, Чаплыгина.
  5. Взрослый превращает занятие в школьный урок — усаживает ребёнка за парту, а сами принимает на себя роль учителя. Это неправильно: обучать дошкольника нужно только в форме игры, общаясь с ним на равных.
Типичные ошибки родителей, которые мешают обучению

Некоторые родители превращают занятия чтением в нудный школьный урок, изображая из себя учителя

Упражнения со словами: закрепляем навык

Как только ребенок научится сливать буквы в слоги, родителей можно поздравить с половиной пройденного пути. Теперь самое главное – закрепить полученный навык. В этом деле пойдут в ход веселые и интересные задания.

Во что играть Что делать
Кто что ест? Напишите в столбик названия животных: КОШ-КА, КО-РО-ВА, СО-БА-КА, БЕЛ-КА, КРО-ЛИК, МЫШ-КА. А справа и слева от слов нарисуйте картинки: рыбку, траву, кость, орех, морковь, сыр. Задача ребенка – прочитать слово и «накормить» с помощью стрелочек каждого питомца правильной едой.
Кто лишний? Напишите в столбик несколько слов: ГРУ-ША, ЯБ-ЛО-КО, А-НА-НАС, ПО-МИ-ДОР. Попросите ребенка зачеркнуть лишнее слово, причем обязательно объяснить свой выбор. Так можно поиграть с названиями овощей, одежды/обуви, цветов, деревьев, птиц и т.д.
Большой и маленький Напишите в верхней части листа слова ДЕ-РЕ-ВО, ГО-РА, ГРУ-ЗО-ВИК, ЖИ-РАФ, Я-ГО-ДА, КАП-ЛЯ, БУ-СИ-НА. Ниже нарисуйте две картинки – дом (большой) и цыпленка (маленький). Пусть ребенок прочитает слова, и определит, какие из них большие и маленькие, и соединит линиями с подходящими картинками (ягоду, каплю и бусину – к цыпленку, остальные слова – к дому). Подобным образом можно делить слова на сладкие и кислые, тяжелые и легкие и др.
Кто где живет? Вперемешку запишите названия дикий и домашних животных: ВОЛК, ЛОСЬ, ЛИ-СА, КА-БАН, КО-РО-ВА, КО-ЗА, КОШ-КА, СО-БА-КА, ЁЖ. Под словами изобразите с одной стороны лес, с другой – деревенскую избушку с забором. Пусть ребенок прочитает слова и стрелочками изобразит, где живет каждый из зверей.