Как научить 3-х летнего ребенка хорошо разговаривать?

Часто можно услышать такие разговоры: «Мой Андрюша очень умный, он все-все понимает, но говорит от силы слов 10. У моей подруги дочка «Мойдодыра» уже цитирует, а ведь они с моим сыном ровесники. Подскажите, каковы нормы речевого развития в этом возрасте? Как научить ребенка разговаривать?»

Приглашайте гостей

Многие родители отмечают, что ребенок начинает активно разговаривать, когда идет в садик. В группе всегда бывает несколько детей, которые постарше остальных, хорошо говорят и хотят общаться. Другие малыши, глядя на сверстников, начинают повторять слова, озвучивать просьбы, называть предметы именами и так далее. У детей в саду возникает необходимость говорить, чтобы отвоевать игрушку, привлечь внимание воспитателя, контактировать с другими во время игр. Если ребенок еще не ходит в сад, попробуйте просто приглашать говорящих малышей к себе в гости. Сначала игры может не получиться, но постепенно дети научатся взаимодействовать и вы услышите, как лексикон вашего ребенка значительно обогатился.

Учим ребенка говорить

Есть множество способов, как учить разговаривать ребенка, но при этом надо учитывать, что развитие речи – это процесс комплексный и действовать нужно с самого начала, то есть с первых месяцев жизни малыша.

  1. Не ленись разговаривать с малышом, начиная уже с двухмесячного возраста. Ребенок уже в этом возрасте способен воспринимать звуки и видеть артикуляцию матери, то есть начинает учиться общаться.
  2. Комментируй все свои действия, чтобы ребенок запоминал с какими словами и звуками это связано. Например: «Мама дает игрушку Ване», «Ваня пьет из кружки» и т.д.
  3. Занимайся повторением. Не ленись говорить по нескольку раз о происходящем вокруг и комментировать действия самого малыша и окружающих.
  4. Говори с ребенком так, чтобы он видел твое лицо, мимику, жестикуляцию. При этом четко произноси слова и тяни ударные гласные. Например, говоря: «Корова говорит – МУУУ», вытяни губы вперед трубочкой. Таким образом, ребенок, подражая твоей мимике, сможет произнести это самостоятельно.
  5. Не заменяй сложные слова простыми. То есть, если в книге нарисован осьминог, так и называйте его – ребенок не сразу сможет это произнести, но зато запомнит правильное название.
  6. Не обобщай слова, объединенные по смыслу, одним словом. Например, слова «кепка, панама, косынка» не называй одним словом «шапка». Это позволит расширить словарный запас ребенка в будущем.
  7. Не исключай из речи глаголы. Чаще всего, показывая что-либо малышу, взрослые произносят односложные слова: «Это котик», «Это машинка». Таким образом, у ребенка не накапливается глагольный запас, что создаст ему трудности в будущем при построении предложений. Говори так: «Машинка едет», «Котик умывается» и т.д.
  8. Читай ребенку художественную литературу. Мы в быту используем простые слова и глаголы, а в сказках и стихах обычно используются более красочные эпитеты, что развивает не только словарный запас ребенка, но и его воображение.
  9. Постоянно играйте со словами, звуками, слогами. Например, малыш тебе: «Та-та-та», а ты ему «Ту-ту-ту». Так он учится повторять за вами слоги. С ребенком постарше можно играть в игру «Что это?», показывая на предметы, которые вас окружают. Пускай внимания ребенка хватит на 5-10 минут, этого достаточно для упражнений с речью.
  10. Развивай мелкую моторику. Как утверждают специалисты, рука – второй орган речи, поэтому старайся развивать маленькие пальчики и ладошки малыша. У совсем маленьких детей — массируй пальчики, и играй в напевные игры («Сорока-белобока», «Ладушки»). Деток постарше знакомь с разными по составу игрушками, развивая тактильные ощущения (гладкие, пупырчатые, деревянные, мягкие и др.).
Учим ребенка говорить

Все эти действия будут стимулировать малыша на произношение слов самостоятельно, и помогать ему развивать словарный запас.

Как научить ребенка говорить?

Вы можете помочь ребенку научиться говорить. Разговаривайте обо всем, что делаете вместе: о еде, смене подгузников и переодевании, о купании, сне, играх и т.д. («Пора идти купаться. Давай возьмем полотенце и наполним ванну водой. Вот твоя желтая уточка».)

Называйте все предметы, которые окружают ребенка, по наименованиям («Это твоя кроватка, бутылочка, одеяльце, мячик, собака, дедушка и т.д.).

Как помочь ребенку научиться говорить?

Чтобы научить ребенка говорить во время разговора всегда смотрите ему в глаза (он поймет значение слов благодаря вашему выражению лица).

Повторяйте его лепет (Когда младенец говорит: «Ба-ба», повторите: «Ба-ба, бутылочка». Если он скажет: «Ла-ла», ответьте ему: «Лампа». Когда в его бормотании слышится: «Ма-ма», скажите: «Ма-ма здесь, ма-ма тебя любит». Показывайте связь между звуками и внятными словами.)

Вместе смотритесь в зеркало и называйте части тела (глаза, нос, рот, уши, волосы, подбородок, руки, ноги, живот).

Беседуйте о картинках в книгах, на обоях, на семейных фотографиях и читайте вслух детские рассказы и стихи. (Ребенок в возрасте 4-6 месяцев может сидеть у вас на коленях, пока вы ему читаете. Маленькие дети любят слушать одну и ту же сказку по несколько раз и со временем начинают узнавать знакомые слова. Они запоминают звуковые и ритмические особенности родного языка, новые выражения, их смысл и ощущают себя частью повествовательного процесса.)

Обсуждайте увиденное на экране телевизора. «Девочка танцует. У нее красное платье. Она подняла руки вверх. Послушай, какая музыка».

Включайте музыку и подпевайте. Не старайтесь в точности следовать словам и мелодии. В глазах вашего ребенка вы являетесь великолепной певицей, и ваш голос вызывает у него улыбку. Повторяйте припев, и ребенок быстро выучит эти слова.

Читайте также:  Во сколько грудничок начинает переворачиваться и нужно ли его учить

Дарите малышу объятия, поцелуи и хвалите его за каждую попытку произнести новое слово (Ура! Дима сказал: «Да-да». Какой большой мальчик!) Ребенок разговаривает на «детском языке», а вы, ваш супруг, родственники и няни должны говорить на хорошем, литературном русском.

Не критикуйте и не смейтесь, если маленький человечек неверно произнес слово. Просто повторите его правильно, и у него появится желание попробовать еще раз.

Как правильно говорить с ребенком?

Когда дети учатся говорить, в вашей речи они обычно улавливают последнее слово.

Вы: «Давай поиграем в твой красный мячик». Он: «Мятик».

Вы: «Пора перекусить. Вот тебе квадратное печенье и квадратный кусочек сыра». Он: «Сыла».

Вы: «Или ты хочешь два печенья? Давай их посчитаем: один, два». Он: «Два».

Вы: «Возьми, сынок. Два кусочка желтого сыра на двух квадратных печеньях». Он: «Петенья».

Не заставляйте ребенка повторять свой вопрос несколько раз, даже если вы очень заняты. Он может превратиться в «нытика».

Рекомендации родителям о том, как правильно говорить с детьми

Обоим родителям необходимо говорить с детьми, например за обедом: «Папа ест зеленую брокколи. Она похожа на маленькие деревья. И лягушка тоже зеленая, да, зеленая, как и папина брокколи».

Старайтесь использовать в речи много описаний, говорить четко, правильно и понятно, и пусть ребенок за вами повторяет. Ежедневные «диалоги» помогут развить умственные и творческие способности и научат малыша быстро реагировать. Придерживайтесь принципа «свободы слова» и поощряйте детей, когда они задают вопросы.

Общение в семье подготовит малыша к жизни в обществе, воодушевит его на будущие победы и наделит опытом. Дети с развитой речью более уверены в себе, чем те, кто испытывает трудности при разговоре.

В домах, где работают иностранцы, няням, родителям, бабушкам и дедушкам приходится делать дополнительные усилия, чтобы дети не путались в языках. Они, как губки, способны впитывать разные культуры, но, используя иностранные слова, неправильно строят предложения. Обращайте внимание на ошибки и исправляйте их, так вы поможете ребенку избежать лишних проблем в школе и при общении с друзьями.

Если вам нужно, чтобы ребенок какое-то время сидел спокойно, отвлеките его разговорами, а сами завершите необходимые процедуры.

Нормы речи детей разного возраста

Для каждого периода взросления характерны определенные звуки, слова и предложения, с помощью которых малыш выражает свои эмоции.

Что говорит ребенок до 12 месяцев

Первые звуки от ребенка можно услышать уже в 2 месяца (помимо крика и плача). Малыш с удовольствием говорит «-гу», протягивает гласную «-а». Важно отвечать крохе, давать понять, что общение важно. Через несколько месяцев можно услышать уже более сложные комбинации. Полезно включать ему музыку, аудиокниги и т. п. Годовалый малыш знает около 5-10 слов, состоящих из пары слогов.

Нормы речи для детей 1-1,5 года

Речь ребенка в год и старше становится более обширной. Его словарный запас пополняется с каждым днем. Он хорошо понимает, о чем его просят родители, например, идти помыть руки, ложиться спать и т. д.

К 18 месяцам ребенок может запомнить до 20 новых слов.

Крохе нравится познавать все новое, он сам радуется, если больше запоминает и воспроизводит. Хорошо в этом периоде помогают развиваться книжки с объемными картинками, которые нужно рассматривать вместе и задавать по ним вопросы.

Как должны говорить дети 2-3 лет

В 2 года словарный запас детей включает около 70 слов, а через год малыш знает больше 200 новых выражений и около 1000 слов. Кроме того, ребенок уже умеет склонять слова по падежам, вставляет в предложения местоимения. Звукопроизношение не отличается четкостью, но к 5 годам эта проблема решается сама собой.

Что ребенок должен говорить в 3-4 года

Начиная с трехлетнего возраста, малыши могут учить маленькие песенки и стихи, отгадывать легкие загадки. Речь крохи можно легко понять, даже несмотря на ошибки в употреблении рода, числа и падежа.

Словарь достигает почти 2 000 слов к 4 годам.

Малыш начинает фантазировать, выдумывать собственные выражения. Появляется больше наречий, местоимений, прилагательных и числительных. Основные проблемы в этом возрасте – перестановка слогов местами, отсутствие звуков [р], [л] или [ц].

Что дети говорят в 4-5 лет

Речь детей в период с 4 до 5 лет состоит из 3 000 слов, не включая «переделанные» на свой лад. Предложения уже насыщены разными предлогами, прилагательными. Малыши прекрасно справляются с такими задачами, как описание предмета, пересказ небольшой сказки, чтение наизусть стихотворения с интонацией, а также чередование тихого и громкого произношения. Большинство детей умеют считать до 10.

Речь ребенка 6-7 лет

Речь детей 6 лет и старше отличается грамотностью, небольшим количеством грамматических ошибок. Они легко объясняются со сверстниками и взрослыми, без труда могут описать любую жизненную ситуацию и предметы. Имея в запасе больше 4 000 слов, ребенок способен сочинить интересную историю, придумать для нее название. Из основных проблем в этом периоде выделяют искажение малознакомых слов, неправильную постановку ударения.

Принципы для развития правильной речи

Развивать активную речь у малыша в 2-3 года будет проще, если создать для этого благоприятные условия:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: чем занять ребенка в 2 года дома – обзор полезных и интересных игр

  1. Создавайте поводы для контакта со взрослыми («спроси у папы, где книжка», «позови бабушку обедать», «скажи спасибо маме»).
  2. Дайте возможность ребенку говорить. Если в разговоре мама или другой взрослый прерывает начало разговора крохи и старается за него сказать то, что он пытался выразить, то в такой ситуации ребенку скорее всего не захочется говорить.
  3. Хвалите малыша за то, что он учится заменять звукоподражание словами (например, не «ква-ква», а «лягушка»; не «кар-кар», а «ворона»).
  4. Взрослые должны следить за правильностью своей речи. Активное использование разнообразных частей речи (глаголов, прилагательных, существительных), а также местоимений, предлогов и наречий будет способствовать правильному формированию словарного запаса и построению будущей речи.
  5. Взрослые должны использовать только полные и четкие слова, которые ребенок должен повторять. Не стоит повторять за ребенком его коверканные слова.
  6. Каждый день заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы научить малыша владеть своими губами, языком и зубами (рекомендуем прочитать: (рекомендуем прочитать: проводим артикуляционную гимнастику для детей)). (Упражнения для этого вы найдете ниже).
  7. Выполнять задания для развития дыхания (их можно найти ниже). Зачастую сбивчивое и неправильное дыхание мешает ребенку говорить.
  8. Расширяйте словарный запас и практикуйте применение уже известных слов, используя окружающие предметы и игрушки. Включайте в ваши игры такие задания: вы описываете предмет или игрушку, а ребенок должен ее найти по цвету, размеру и расположению; просить называть характеристики предметов, учить обобщать и сравнивать предметы.
  9. Чтение вслух очень важно для расширения словарного запаса деток. Читая сказки, уделяйте внимание особенностям персонажей (трусливый заяц, неуклюжий бегемот, хитрая лиса). Правильное построение предложений в художественной литературе способствует усвоению грамматики русского языка.

ИНТЕРЕСНО: когда дети говорят свое первое слово? Художественное чтение “с выражением” преследует сразу несколько целей: развлекает ребенка, способствует эмоциональному развитию (одним героям он сопереживает, на других злится), обогащает словарный запас, демонстрирует красивую правильную речь

Важные советы по развитию речи

Итак, как научить ребенка разговаривать? Все советы, которые будут рассмотрены далее, помогут родителям научить ребенка говорить. Эти рекомендации поддерживаются ведущими логопедами, которые постоянно занимаются с детьми и видели результаты этой работы.

Родителям необходимо постоянно следить за тем, что говорят их дети, и как говорят. Это поможет раньше заметить недостатки и поработать над ними. Правильная речь детей является залогом хорошего развития мышления.

А это значит, что такие дети будут лучше учиться, осваивать большой объем информации и в дальнейшем легко общаться с людьми.

Многие советы из этой статьи актуальны и если вы хотите научить ребенка разговаривать в 2 года.

Важные советы по развитию речи

Расширение словарного запаса детей возможно при следующих действиях:

  1. Создать с ребенком игру, в которой будет показываться предмет, проговариваться его название, объясняться его действие и то, для чего он нужен.
  2. Родители должны соблюдать четкую последовательность в этой игре:
    • произнести название предмета;
    • рассмотреть его внимательно вместе с ребенком;
    • назвать отдельные части предмета;
    • научить малыша, как обращаться с вещью и показать, какие действия она может совершать;
    • дать детям время рассмотреть предмет внимательно и поиграть с ним.

К завершению 3-го года жизни дети уже имеют словарный запас около 1 тыс. слов. Все развиваются в разных условиях, от этого зависит количество слов, которые знает малыш. Поэтому необходимо, чтобы дети общались с большим количеством людей, проявляли инициативу и стремились к исследованию окружающего мира. В дальнейшем это поможет быстрее научить ребенка правильно писать.

Возможно вам также поможет использование разрезных картинок для детей 2-3 лет, о которых мы упоминали ранее.

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

    Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

  • Когда ребенок должен начать говорить?

    Примерно с шести — семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

    К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» — это тоже слова!)

    К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

    Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

  • Когда следует начинать занятия?

    Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

    Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

    Календарь посещения логопеда

    1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
    2. В возрасте 1 года — логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
    3. В возрасте 2ух лет — логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
    4. В 3 года — логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
    5. В 4 года — логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
    6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

  • «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

  • Главная
  • |

  • Для родителей

Заключение

В человеческом сознании существует область, отвечающая за поэтическое восприятие мира. Эта область функционирует благодаря нашей речи и её главной единицы – слова. Эта область совсем не нуждается в конкретизации и буквальности, она отвечает за впечатления, за краски, которыми насыщенна жизнь, эмоции и чувства. Не так часто мы можем по словарю передать своё душевное состояние, рассказать об очень страшном замке или бесконечно прекрасном пейзаже. У детей это не вызывает больших сложностей.

Стремясь в очередной раз ответить на вопрос, как научить ребенка говорить, помните, что не нужно ограничивать детей в их попытках самостоятельно освоить навыки говорения и загонять их в рамки.  Помогайте им: рассказывайте сказки, пойте песни, читайте стихи, развивайте в них силу слова!

Полезные советы

Обучение чтению детей может стать мукой для первоклассника и его родителей. Чтобы избежать скандалов, разочарований и не отбить желание освоить грамоту, воспользуйтесь маленькими хитростями:

  1. Занимайтесь регулярно. Уроки, проводимые время от времени или плохо организованные, необходимого эффекта не дадут. Ребенок просто забудет всю информацию. Составьте план занятий и следуйте ему неукоснительно. Иногда делайте каникулы на пару дней.
  2. Учите в игровой форме. Например, собирайте из кубиков с буквами домики, возите их на грузовике, чтобы составить слоги. Без строгих правил и сидения за столом по 30–40 минут информация усвоится легко, с интересом.
  3. Соблюдайте последовательность обучения. План может выглядеть так: звуки – буквы – слоги – слова – предложения – тексты. Двигайтесь от простого к сложному последовательно.
  4. Используйте видеоуроки для занятий в домашних условиях. Этот вариант подойдет старшим дошкольникам, применяйте в целях самообразования для родителей.
  5. Регулярно повторяйте пройденное. Используйте для этого разные методы: распечатывайте карточки, делайте рисунки, учите загадки, песни.
  6. Ищите буквы везде. Для занятий чтением не обязательно иметь под рукой книгу или кубики.

    На прогулке просите малыша показать знакомые символы на доске объявлений, на ценнике в магазине, на табличках домов. Это отличный практический опыт.

  7. Не заставляйте читать, если малыш не хочет заниматься. Точно не стоит учить слоговому чтению детей 3–4 лет, им это не нужно и неинтересно. Дошкольников, в 6–7 лет, учить читать уже пора. Но если детсадовец не хочет, используйте разные способы мотивации для оживления интереса: собственный пример, награды за трудолюбие, похвалу.

Не беспокойтесь об отсутствии звука «р» до лет

Звук «р» — один из самых сложных в русском языке. Он относится к так называемым «поздним» звукам, которые дети осваивают позже «ранних» — таких как б, п, м, т, д, к, х.

Пропускать или неправильно выговаривать сложный «р» нормально до пяти лет, пока речевой аппарат еще недостаточно подготовлен для такой артикуляции.

Русские люди часто оценивают правильность произношения у ребенка именно по звуку «р». Эта согласная в детской речи привлекает больше всего внимания родителей. Многие взрослые специально учат детей выговаривать «р» с раннего возраста. Малыши пытаются имитировать звук, но делают это неправильно, так как органы речи еще не готовы. Они начинают рычать горлом, создавая искаженный звук. Взрослые хвалят за попытки рычания, и ошибка закрепляется. Ребенок начинает картавить, а переучить его уже сложнее.

Не надо акцентировать внимание на произношении «р», пусть закрепление звука происходит естественно. Если к шести годам ребенок не научится правильно его произносить, уже нужны специальные занятия с родителями или логопедом.