Гиперактивный ребёнок что делать родителям советы психолога

Данный материал вновь касается информации о гиперактивности детей дошкольного возраста, о которой я уже упоминала на сайте нашего учреждения (МБДОУ "Детский сад № 76 общеразвивающего вида" г. Сыктывкара http://ds76.dokomi.ru/vertikalnoe_menju/dlya_roditeley/). Он является продолжением предыдущей консультации и позволит, объединив материалы, продуктивно провести родительское собрание по данной теме.

Кто же виноват и что делать, если ребенок гиперактивен?

Какова же причина гиперактивности? Это могут быть генетические особенности, особенности функционирования головного мозга, полученные в результате родовых травм и инфекционных заболеваний, перенесенных ребенком. К сожалению, развитие психологической культуры обществе таково, что родители не только не информируют педагогов об особенностях развития своих детей, но и часто скрывают состояние их физического и психического здоровья. Как результат — ребенку не предоставляется вовремя необходимая медицинская и психологическая помощь, воспитатели и учителя тратят массу сил и нервов на обуздание ребенка-урагана. Родители же нередко винят себя, учителей, бабушек, общество, сложные времена. Часто приходится слышать: «Даст Бог, перерастет, это возраст такой». И хорошо, когда ребенок действительно «перерастет», а если нет? Тогда взросления гиперактивного ребенка сопровождаются ссорами, слезами, а может, и воспитанием с помощью ремня, что вряд ли даст положительный результат. В таком случае родителям следует искать помощи у педагогов — возможно, совместными усилиями им удастся научить ребенка нормально общаться со сверстниками и взрослыми.

Признаки того, что ребенок гиперактивный

О СГДВ сегодня знают практически все, у кого есть дети. И многие из родителей готовы поставить своему малышу диагноз, основываясь лишь на поверхностных знаниях о синдроме. Многие дошкольники растут шустрыми, не всегда слушаются маму и папу, но далеко не все они требуют специализированной помощи. Какие же признаки указывают на СГДВ у ребенка?

  • Он не может усидеть на одном месте более минуты, начав какое-то дело, практически сразу теряет интерес к нему;
  • Негодует по поводу замечаний и критики в свой адрес;
  • Отказывается слушать наставления и замечания, игнорирует их;
  • Не имеет постоянных увлечений;
  • Его внимание неустойчиво;
  • Он забывает сказанное и услышанное несколько минут назад, будь то замечание, просьба или обидные слова в адрес других людей: сказал и забыл.

Факторы, провоцирующие появление СНВГ

Так как причины появления гиперактивности ребенка не установлены, рассмотрим факторы, которые могут спровоцировать такое состояние.

  • Особенности протекания беременности матери. Отмечается негативное влияние на развитие малыша неблагоприятной экологии, курения мамы, кислородного голодания.
  • Проблемы во время течения родов. В группу риска попадают дети, родившиеся при помощи кесарева сечения, недоношенные, с маленьким весом. Опасны стремительные или затяжные роды, родовые травмы.
  • Фактор наследственности. Многие родители гиперактивных малышей в детстве тоже доставляли такие же хлопоты своим родителям, страдали от неусидчивости, рассеянности.
  • Черепно-мозговая травма в раннем детстве. Банальное падение с табуретки может стать причиной такого тяжелого состояния.
  • Неправильное питание малыша. Некоторые врачи утверждают, что чем больше в продуктах питания ребенка искусственных красителей, консервантов, ароматизаторов, тем большая вероятность появления дисбаланса в нервной системе.

Чем нормальная активность отличается от гиперактивности

В распознавании нормального состояния от патологического, имеет значение темперамент самого наблюдателя. Спокойная мама может счесть своего подвижного ребенка гиперактивным. И напротив, если мама сама из бывших непосед, то ее обычный ребенок может показаться ей малоподвижным.

Все познается в сравнении!

Обычная активность ребенка:

Чем нормальная активность отличается от гиперактивности
  • Не сидит на месте, предпочитает подвижные игры, может подолгу играть в одну игру (кататься на велосипеде, собирать кубики или головоломки).
  • Любознательный, у него всегда много «почему». Разговор ведет быстро и складно.
  • Ночью спит продолжительно, пищевая система не нарушена.
  • Не бывает агрессивным. Но если его обижают, не растеряется и ответит тем же.

Супер-активный ребенок:

  • Движения малыша беспорядочны, он активен, но безрезультативно. Если чувствует усталость, то начинает истерику.
  • Ему трудно концентрировать внимание даже на короткое время.
  • Разговаривает в быстром темпе и сбивается в словах. Перебивает взрослых и задает множество вопросов, хотя сам при этом даже не умеет дослушать до конца ответ на свой вопрос.
  • Среди таких детей часто встречаются аллергики, приходится приложить много усилий, чтобы уложить их спать. Сон не глубокий.
  • Нередко встречаются приступы агрессии без причин. Провоцирует других детей на ссоры.
  • Внимание рассеяно, суетится, ему трудно в обучении и общении со сверстниками.
Читайте также:  Ма-ма мы-ла ра-му: методики обучения чтению и письму

Исследования

В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Именно из-за нее у детей возникают трудности в учебе. В настоящее время нейропсихологами, нейрофизиологами, биологами ведутся исследования ММД и гиперактивности. Они, как правило, выявляют нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость лобно-гиппокампальной системы мозга (именно она отвечает за регуляцию уровня внимания), низкий психический тонус, повышенную истощаемость. Именно из-за этих нарушений ребенок столь подвижен, импульсивен, но при этом невнимателен. Отмечено, что к подростковому возрасту повышенная двигательная активность исчезает, а вот невнимательность и импульсивность, напротив, могут прогрессировать. Кроме того, исследования показали, что гиперактивные дети зачастую испытывают трудности с письмом и речью, произнесением сложных слов, скороговорок.

Положительные эффекты

Кроме проблем, наблюдаются и положительные стороны. По результатам многочисленных наблюдений и исследований было установлено, что такие дети являются:

  1. Очень творческими и креативными. Дети с множеством разнообразных мыслей в голове и мечтами могут стать в будущем великими мастерами, которые выбрасывают фонтан идей и решают сложные задачи. Они легко отвлекаются, но видят то, чего иные дети попросту не замечают.
  2. Очень изворотливые и гибкие. Такой малыш одновременно может рассматривать несколько способов решения той или иной задачи, а также он открыт для разнообразных идей.
  3. Энтузиаст. Такие дети очень редко бывают скучными. Они заинтересованы множеством вещей и яркими личностями. У них много друзей, так как окружающих они к себе притягивают будто бы магнитом.
  4. Непредсказуемы и очень энергичны. Когда у таких детей есть мотивация на какую-нибудь идею, то они исполняют задания быстрее обычных детей. Если задача связана с активным образом жизни и маленький человечек ею заинтересован, то от решения их отвлечь сложно.

Ничего общего с талантом и интеллектом синдром дефицита внимания не имеет.

Поощрения, коммуникация и новые впечатления

Хвалите вашего ребенка и не ругайте за ошибки и неудачи. Пусть у него появится стремление улучшить свои достижения, а не просто исправить ошибки. Помните о том, что гиперактивному ребенку необходима комфортная и доверительная обстановка. Поощряйте его даже за самые незначительные успехи, говорите о том, как он вам дорог и что вы его очень любите.

Говорите с ним чаще, избегайте  конфликтных ситуаций с вами и окружающими. Общение должно помочь ему научиться концентрироваться и быть немного спокойнее. Если вы не знаете, что делать с гиперактивным ребёнком дома, привлеките к этому всех членов семьи. Однако это не значит, что нужно всем одновременно говорить с ним – от этого будет только хуже.

Очень важны и новые впечатления, но здесь опять появляется риск перевозбуждения. Поэтому совет один: дозируйте события, связанные с новыми впечатлениями.

Такими событиями может быть что угодно. Например, просто возможность активно подвигаться на детской или спортивной площадке. Главное, чтобы вы были уверены, что там достаточно безопасно для вашего малыша. Поиграйте вместе в футбол, баскетбол или другие игры, сходите в бассейн – там тоже можно устроить массу забавных игрищ. Гиперактивность у детей в такие моменты даёт возможность высвободить лишнюю энергию.

Устройте домашний театр, или что-то еще, что будет интересно вашему ребенку. Будьте более внимательны к нему, прислушивайтесь к его увлечениям и предпочтениям, дайте возможность реализовывать себя, ведь ваше чадо – уникальное, неповторимое создание. Он не должен быть как все хотя бы потому, что каждый человек индивидуален, никто ни на кого не похож и это замечательно.