Дискалькулия: когда ребенок не умеет считать

Казалось бы, в чем премудрость – учи себе таблицу умножения, да и дело с концом. Но не начинать ведь с нее осваивать премудрости математики! А с чего же тогда?

Зачем учить детей устному счету?

Важно понимать пользу навыка, состоящую в следующем:

  • устный счет развивает мыслительную деятельность;
  • при решении примеров укрепляется память, появляется способность концентрировать внимание, воспринимать информацию на слух;
  • люди, свободно оперирующие двух-, трехзначными числами в уме, оказываются в выигрышной ситуации в магазине, при оценке смет, выборе банковского кредита.

Польза устного счета в полной мере раскрывается тогда, когда человек хорошо овладеет этим навыком.

Признаки дискалькулии

Маленьких детей учат считать не только для того, чтобы они хорошо знали математику, а для того, чтобы вообще развивалось логическое мышление, соблюдался порядок в высказываниях, последовательность в действиях и мыслях. Как только ребенок начинает уверенно ходить, его уже можно обучать счету, считать ступеньки на лестнице, пальчики на руках. К трем годам в норме малыш должен уметь считать до 3-х, к 4 – до пяти, к 5 – до 10, к 6 годам до двадцати, а при поступлении в школу до 100. Если в детском саду идет некачественное овладение математическими навыками, то мы говорим о предпосылках дискалькулии, которая выражается в следующем:

  • У ребенка меньший диапазон счета, чем у его сверстников при норме развития.

  • При пересчете конкретных предметов, подводя итог, ребенок показывает на последний по счету предмет, вместо всей группы. Не отличает процесс от результата.

  • В процессе счета часто пропускает числа.

  • Не умеет правильно считать в обратном порядке, часто сбивается, что говорит о нарушении механизмов запоминания последовательности чисел, неспособности ориентироваться в числовом ряду.

  • В подготовительной группе ребенок-дискалькулик при счете предметов дотрагивается до них, передвигает руками, хотя в норме должен уже уметь пересчитывать глазами, одномоментно охватывать взглядом небольшое количество предметов.

  • Дети затрудняются сравнивать две группы предметов, особенно если они не стоят в ряд, находятся в разных местах. Путают понятия: «количество» и «величина». Например, при пересчете пальцев на руках взрослого и ребенка, на вопрос у кого больше у меня или у тебя отвечают: «у тебя».

  • Не различают количественные и порядковые числительные. Не понимают вопросы: «сколько» и «который по счету», отвечают на них одинаково.

  • Дети допускают ошибки при решении простейших задач. Часто не понимают или забывают вопрос задачи. Отвечают и действуют, не задумываясь, предлагая решение по аналогии с предыдущими заданиями.

  • Не узнают в задаче числовые данные, записанные словами.

  • Путаются в назывании геометрических фигур. Не узнают квадрат, если он находится в другом ракурсе, в перевернутом виде, в условиях наложения других фигур.

  • Путаются в пространственных отношениях, которые обозначены словами «между», «после», «перед», «последующий», «предыдущий».

  • В школе на уроках математики дети с дискалькулией показывают низкий уровень мыслительных операций, особенно, если задание сформулировано словесно, а не наглядно. Наблюдается недостаточный уровень словесно-логического мышления.

  • В течение урока у таких детей колеблется внимание, они легко отвлекаемы, не способны удерживать в памяти числовые данные.

  • Плохое зрительное восприятие, не усваивают начертания цифр, зеркалят, смешивают элементы цифр, плохо ориентируются в клеточках листа тетради.

  • Скудный словарный запас, не понимают терминологию: прибавить, увеличить, отнять, сложить.

  • Плохое состояние мелкой моторики пальцев рук. Цифры не пишут, а строят, как кубики в тетради, подставляя элементы цифр, пишут цифры снизу вверх.

Как научить ребенка считать до десяти?

Для начала, наверное, нужно ответить на вопрос, когда можно начинать учить малыша счету? С двух лет.

Но начинать нужно с цифр от одного до пяти. Как уже говорилось раньше, считайте все. На прогулке, например, можно считать деревья, кусты, качели, детей, машины и т. д.

Одевая ребенка, обращайте внимание на то, что шапочка у него одна, а носков – всегда должно быть два. При чтении книжек не пропускайте картинки. Считайте количество животных, игрушек на них.

Занимаясь поиском ответа на вопрос, как научить ребенка считать, не забывайте и о веселых стишках-считалочках.

Очень интересно можно учиться считать на кухне. Накрывая стол, обратитесь к малышу за помощью. Пусть он посчитает, сколько нужно тарелок, ложек, стаканов и т. д.

Собираясь в магазин, расскажите ребенку, что именно Вам нужно купить. Причем, при перечислении списка покупок на каждую из них загибайте пальчик. Придя в магазин, спросите кроху, что Вы должны купить, аргументируя тем, что забыли.

После того, как покупки сделаны, пересчитайте их, снова загибая пальчики. И обязательно похвалите кроху за помощь. Он должен почувствовать, что помог Вам, чтобы в дальнейшем заинтересоваться счетом.

Навыки счета поможет закрепить игра в магазин. В качестве денег можно использовать фантики, бумажки, пуговицы, конфеты.

Хорошим помощником в изучении счету становится игра в прятки. Ведь кому не известна считалочка:

Как научить ребенка считать до десяти?

Я считаю до пяти, Не могу до десяти, Раз, два, три, четыре, пять — Я иду искать! Кто не спрятался, я не виноват!

Или такая:

Я считаю до пяти, А могу до десяти. Один, два, три, четыре, пять – Я сейчас пойду искать! Шесть, семь, восемь, девять, десять – Я иду на целый месяц! Кто не спрятался — Я не виноват!!!

Читайте также:  Ежедневный уход за новорожденным в первый месяц жизни

Вспомогательный материал

Дошкольника легко научить считать, если купить:

Вспомогательный материал
  • пазлы наподобие «Я считаю», «Математика», «Цифры» и т.д.;
  • умные кубике в картонном поддончике;
  • математические настольные игры;
  • обучающий набор с магнитной доской;
  • игры с прищепками;
  • сундучок с IQ-играми и многое другое.
Вспомогательный материал

Вспомогательный материал

В онлайн-каталоге Mamsy широкий ассортимент обучающих игрушек от лучших производителей. Абсолютно вся продукция качественна и безопасна. Игры соответствуют возрасту и способствуют раннему развитию малышей. Какой бы способ обучения счету вы не выбрали – в Мамси есть то, что поможет сделать это весело, увлекательно, в игровой форме.

Вспомогательный материал

Вспомогательный материал

Считаем в уме в пределах 20

После того, как счёт в пределах десяти будет твердо усвоен, можно переходить к следующему шагу. Эти шагом будет программа – считаем в уме в пределах 20.

Начинать нужно с изучения чисел второго десятка и порядка их расположения. Пока не будет усвоен этот материал, двигаться дальше нельзя. После чего, необходимо подготовить счетный материал – 20 одинаковых предметов. Например, небольших кубиков, счетных палочек, шариков и пр.;

Считаем в уме в пределах 20

Раскладывают предметы (к примеру, кубики) в два ряда по 10 штук. Первый ряд – числа первого десятка, второй – числа второго. Раскладывают их так, чтобы цифра 1 располагалась под цифрой 11, 2 под 12 и так далее. Так будет проще запомнить названия чисел второго десятка.

!!! Важно чтобы ребенок уяснил, что двузначное число состоит из десятков и единиц. Для этого также потребуются кубики или другой наглядный материал.

Выкладывают десяток кубиков (это десяток) и прибавляют к ним, к примеру, два кубика. Выполняют это действие, проговаривая фразу «десять плюс два равно двенадцать». Таким же образом составляют другие числа. После того, как ребенок усвоит правила сложения, можно перейти к вычитанию. Проводится оно по тому же принципу.

Читайте также:  Зачем ребенку рисовать – что развивает рисование