Детские страхи: виды, причины и особенности проявления

Тревожиться о детях — это нормально. Это неотъемлемая часть нашей родительской жизни. Но иногда страхов становится так много, что они только мешают. Причем не только нам, но и самим детям.

Детские страхи: виды, причины и особенности проявления
Детские страхи: виды, причины и особенности проявления

Страхи бывают разные. Одни из них вполне обоснованы, а другие являются следствием бурного воображения. Как избавить ребенка от страхов? Следует разобраться с видом опасений малыша.

Детские страхи: виды, причины и особенности проявления
Детские страхи: виды, причины и особенности проявления
  • Обоснованные страхи. Ребенок, которого укусила собака, по понятным причинам будет бояться этого вида животных. Если малыш потеряется на рынке или на площади, он может растеряться и пережить сильный стресс. Впоследствии такой ребенок будет бояться людных мест. Такие страхи нужно прорабатывать, чтобы помочь малышу нормально развиваться.
  • Необоснованные страхи. Не всегда родители могут объяснить причину, почему ребенок испытывает антипатию к определенным вещам. Например, новый комбинезон, который мама купила, потратив большую часть своей зарплаты, малыш может отказаться надевать. Объяснить причину своей нелюбви ребенок не может. То же самое может происходить с некоторыми игрушками, к которым чадо будет бояться подходить.
  • Сверхценные страхи. Развитая фантазия может сыграть с ребенком злую шутку. Многие дети боятся засыпать в темноте, так как им будет казаться, что комнату наполняют призраки. Подобная реакция на темное помещение возникает в тех случаях, когда родители сильно пугают ребенка приходом Бабайки или других сказочных персонажей.
Детские страхи: виды, причины и особенности проявления
Детские страхи: виды, причины и особенности проявления

Без мамы страшно

Величайший страх дети испытывают, когда им кажется, что родители их не любят. Никогда нельзя угрожать ребенку, что родители бросят его. Ни понарошку, ни всерьез нельзя говорить, что его оставят. На улице или в магазине часто можно услышать, как, вконец отчаявшись, мама зовет своего непослушного сына: “Иди быстрей, или оставлю тебя здесь!” Такие слова заставляют ярко вспыхнуть чувство страха-страха, что тебя бросят. А ведь для ребенка, особенно маленького, остаться без родителей — это значит оказаться совсем одному во всем мире. Если ребенок задерживает маму, лучше просто решительно взять его за руку и увести с собой, чем угрожать на словах. Некоторым детям становится страшно, когда они приходят из школы, а мамы дома нет. Чувство тревоги немедленно просыпается: “А если меня бросили?” Как уже было сказано, в случае необходимости отлучиться мама должна оставить ребенку записку. Если жизненные трудности надолго разлучают нас с детьми, эта разлука должна быть тщательно подготовлена. Иногда родителям трудно сообщить ребенку, что они ложатся на операцию, уезжают в отпуск и т. д. Как прореагируют дети на отсутствие родителей? Боясь последствий, взрослые уходят из дому ночью, когда дети спят, или днем, когда они в школе, оставив бабушку (няню) объяснять, в чем дело. Мать трехлетних близнецов должна была печь на операцию. Обстановка в доме была напряженная, натянутая, но детям не объясняли ничего. В назначенный день мама взяла хозяйственную сумку и сделала вид, что идет в магазин. Дома ее не было три недели. Дети за это время совсем упали духом. Отцовские уговоры не помогали. Засыпали близнецы в слезах, а днем подолгу стояли у окна, глядя, не идет ли мама. Нужно помнить, что дети гораздо легче воспринимают вынужденную разлуку, если подготовлены к ней заранее. И объяснять ее причины надо не только на словах, но и на родном для детей языке игры, языке игрушек. Мама заранее сообщила трехлетней Свете, что ложится на операцию. Девочка не проявила к этой новости большого интереса. Тогда мама предложила ей: — Давай поиграем в такую игру — “Мама ложится в больницу”, ладно? Достав и расставив на столе специально купленных для этой цели кукол, мать сыграла небольшую сценку. Водя кукол и разговаривая за них, она сообщила Свете: — Мама ложится в больницу, чтобы подлечиться и выздороветь. Мамы не будет дома. Света думает: “Куда же делась мама? Где она?” Но мамы нигде нет. И на кухне нет, и в спальне нет, и в столовой ее нет. Где же мама? Она в больнице, лечится у доктора, чтобы скорее выздороветь. Света плачет: “Мама, мамочка, иди домой!” Но ведь мама в больнице, она лечится. Мама очень любит Свету и скучает по ней. Целый день скучает! Мама все время думает о своей дочке, любит ее и помнит о ней. Света тоже скучает по маме. И наконец мама выздоравливает! Света очень-очень рада, что мама вернулась домой. Эту “драму” разлуки и ее благополучного конца мать с дочерью проиграли еще несколько раз. Сначала за всех кукол говорила мама, потом это стала делать сама Света. Обращаясь к “доктору” и “медсестре”, она к тому же велела им хорошенько присматривать за мамой, вылечить ее и скорее отпустить домой. Накануне того дня, когда мать должна была лечь в больницу, Света попросила еще раз сыграть с ней в эту игру. Девочка активно участвовала в действии, а в конце сказала: — Не бойся, мама: когда ты вернешься, я буду здесь тебя ждать! Мать поставила на тумбочку большую фотографию, где они с дочкой были сняты вместе. Когда Свете было грустно, фотография напоминала ей о материнской любви.

Сообщество тревожных

Тревога за ребенка появляется задолго до его появления на свет. Большинство женщин отмечают появление несвойственного ранее беспокойства уже со второго — третьего месяца беременности. Это все гормоны, говорят врачи и рекомендуют расслабляющие упражнения, прогулки на свежем воздухе и побольше позитивных мыслей. И это, конечно, помогает, потому что способствует общему укреплению организма. Но стать абсолютно спокойной и беспечной вы все равно уже не сможете. Повышение тревоги — природный замысел. Так надо для выживания потомства.

Виды детских страхов

Особенность детских страхов в том, что они, как правило, не связаны с реальной угрозой, а являются отражением той информации, которую дети получают от взрослых и пропускают через призму своей фантазии. Страхи — неизбежная часть развития, их испытывают более половины детей. Выделим три основные группы страха у детей дошкольного возраста.

  • Ситуационные (на основе собственного опыта). Такие страхи вполне логичны — они возникают в результате пережитых стрессовых ситуаций: укус собаки (или просто собака напугала), болезненная процедура в больнице. Не удивительно, что после этого малыш будет бояться попасть в такую ситуацию снова.
  • Личностно-обусловленные (фантазийные). Фантазия детей безгранична, а если она подкреплена прочитанными сказками и посмотренными мультиками, ожидание появления монстров и бабаек под кроватью — вполне нормальное явление.
  • Внушенные. К сожалению, это наиболее распространенные страхи у детей. Нередко мы слышим, как родители говорят: «Спи, а то чужой дядя, волк, бабайка унесет», «Не ходи — упадешь, попадешь под машину, тебя ограбят…». И получается так, что подтекстом в таких предостережениях всегда звучит: «Ты попадешь в опасность, а я не приду к тебе на помощь, потому что виноват будешь только ты». Кроме того, повышенная тревожность может передаться ребенку, если в семье постоянно идут разговоры о том, как опасно ходить по улицам, как вредно смотреть современное кино (читать книги), что кругом война и смерть, что все продукты низкого качества и несут в себе опасность. Иными словами, мы сами учим своих детей бояться.

Каждому возрасту свойственны свои страхи. Так, например, дети от рождения до 6 месяцев боятся резких звуков, разлуки с матерью; от 7 до 12 месяцев могут прибавиться страхи перед переодеванием, боязнь чужих людей, резкой смены обстановки, высоты; от 2 лет — боязнь одиночества, медработников, страх перед засыпанием, связанный с кошмарами; 3–5 лет — страх темноты, воды, замкнутых пространств, наказаний; 6 лет — страх своей смерти и смерти родителей, пожара, войны. Конечно, здесь имеются ввиду средние сроки.

Дела семейные

Если во время чтения у вас возникло впечатление, что дети только и делают, что чего-нибудь боятся, то вы совершенно правы (взрослые ничуть не лучше!). Однако все самое интересное только впереди: согласно исследованиям, количество детских страхов увеличивается в старшем дошкольном возрасте, то есть с 5 до 7 лет. Самый же «бесстрашный» возраст у девочек приходится на 3, а у мальчиков — на 4 года. И одна из главных задач ответственных родителей в эти прекрасные периоды затишья — не усугубить ситуацию. Что, к сожалению, далеко не всегда получается — недаром психологи в один голос твердят, что семья играет решающую роль в формировании детских страхов.

Среди них одними из самых распространенных являются так называемые внушенные страхи. Их источник, как несложно догадаться, — это сверхзаботливые родители, бабушки, дедушки, а также няни и воспитатели, которые, пытаясь оградить ребенка от опасности, перегибают палку и чересчур эмоционально предупреждают: «Не беги — упадешь!» Или: «Не гладь собаку — она кусается!» Ребенок может даже не понимать, о чем идет речь, но он безошибочно считывает тревогу авторитетного для него взрослого и добавляет новые боязни в свою копилку страхов. А также обзаводится такими чертами характера, как пессимизм, мнительность, неуверенность в себе и зависимость от чужого мнения.

Запугивание и излишняя опека, впрочем, далеко не единственный способ, которым родные могут поселить в душе ребенка тревоги. Бывает и наоборот: недостаточное внимание со стороны родителей, их эмоциональная отстраненность, излишняя строгость и суровые наказания приводят к детским страхам. И разумеется, ни в коем случае нельзя недооценивать атмосферу в семье: погода в доме действительно влияет на то, будет ваш ребенок бояться любого шороха или вырастет бесстрашным и уверенным в себе человеком.

Читайте также:  Что нужно для новорожденного на первое время?

Эффективные упражнения для снятия тревожности

Упражнения коррекции страхов могут проводиться не только в кабинете психотерапевта, но и дома. Знание о нескольких простых методиках борьбы с тревожностью помогут страдающему быстро преодолеть психологические трудности.

Работа над коррекцией страхов может производиться несколькими методами. Наиболее распространенные из них:

  • визуализация,
  • имплозия,
  • контактное взаимодействие.

Каждая из этих методик может помочь в диагностике и преодолении страхов. Работа с подростком может занять от нескольких дней до 2–3 месяцев (в зависимости от стадии тревожности).

Визуализация

Наиболее популярный метод коррекции – визуализация. Особенность этой методики в том, что она эффективна как с маленькими детьми, так и с подростками. Психологи уверены, что при помощи простых карандашей и чистого листа можно значительно повлиять на психическое состояние пациента. Поэтому важно, чтобы подросток визуализировал (нарисовал) свой страх, проанализировал его и высказал свое мнение родителям.

Еще психологи советуют комедийный способ изображения объекта страха. Такой метод позволит подростку относиться к своей проблеме менее остро.

Имплозия

Не менее популярная методика – имплозия. Для взрослых часто используется работа над постепенной адаптацией, когда важно соблюдать частые встречи с боязнью, чтобы к ним привыкнуть. С подростками иначе. Может потребоваться помощь родителей. Если школьник боится отвечать у доски, ему придется это сделать. Но важно, чтобы рядом с ним были близкие люди, а не ровесники. Его рассказ должен быть направлен на признание собственных страхов. Такие действия принесут положительный эффект в борьбе с тревожностью.

Контактное взаимодействие

Это упражнение применяется при страхах невротического происхождения. Задача контактного взаимодействия – снизить значимость фрустрации или тревоги. Если подросток боится преподавателя, путь к коррекции страха лежит через контакт с ним. Учитель должен показать, что его не нужно бояться. К тому же не менее важно, если он и сам приведет примеры собственных пережитых проявлений тревожности. Так происходят поиск и определение общих интересов.

Выявление проблем

Как у дошкольников, так и у учеников начальных классов выявление тревожности может проводиться по известным методикам детских психологов. Наиболее популярным способом выявления страха является диагностическая система и «Страхи в домиках»:

  1. Ребенок рисует на листе бумаги два дома. Один черным карандашом, другой красным.
  2. Специалист предлагает поиграть в игру, расселив страхи по домикам. В красный необходимо поместить все нестрашные страхи, а в черный страшные.
  3. Психолог перечисляет возможные варианты страха, а ребенок зарисовывает их.

На начальной стадии такого метода диагностики психолог наблюдает за процессом рисования. Специалист оценивает количество рисунков, которые ребенок поместил в черный дом. Психолог может понять, что делать с пациентом дальше, как его вылечить и какие методы коррекции применять.

Выявление проблем

В отдельных ситуациях специалисты просят нарисовать на двери черного дома замок. Такое действие поможет пациенту понять, что он находится в безопасности, так как страхи находятся взаперти.

Психолог поможет разобраться в детских проблемах

Как избавиться от навязчивого страха за ребенка

Впечатлительным и мнительным людям очень сложно бороться со страхами, особенно если эти страхи связаны с близкими и родными людьми. А если дело касается непосредственно ребенка, то страх чаще всего становится неотъемлемой частью жизни на долгие годы. Если вы понимаете, что основательно перегибаете палку в своем стремлении защитить и уберечь любимое чадо, то будьте готовы работать над собой.

Прежде всего, стоит четко отслеживать, какую именно информацию вы черпаете из СМИ. Прекратите подпитывать свою фобию очередным криминальным сюжетом и ограничьте просмотр новостей. Если уж не можете совсем перестать проводить досуг за просмотром «зомбоящика», то старайтесь хотя бы смотреть что-то позитивное и способное настроить вас на позитивный лад.

Обратите внимание Пессимистичный настрой не поможет вам вырастить ребенка по-настоящему сильным и самодостаточным, а вы не сможете остаться с ним рядом до конца его дней и потому обязаны подготовить его к суровым реалиям окружающей действительности, а не растить его безропотной жертвой.

Найдите время для себя и своих интересов и тогда вам будет просто некогда предаваться мрачным мыслям. Не стоит думать о том, чего нет и не факт, что будет. Живите настоящим, а в настоящем рядом с вами любимый ребенок, который нуждается в вашей поддержке и внимании без тотального контроля.

Избавиться от страха поможет и дифференциация реальных опасностей от мнимых бед. Поставьте себя на место наблюдателя, а не контролера. Дайте ребенку возможность самому решить имеющуюся проблему.

Вам никто не запрещает дать ему совет, но не стоит ограничивать его в действиях. Поверьте, ваш ребенок вас удивит, и вы убедитесь, что кроха вполне может позаботиться о себе и видит, что может нанести ему вред, а что нет.

Читайте также:  Православный календарь имен мальчиков по месяцам

Важно Помните о здравом смысле, ведь именно им вы должны руководствоваться. Подарите малышу любовь и заботу, но не душите ими!

Коррекция страхов у дошкольников

В некоторых случаях для коррекции боязни необходима помощь специалистов. Различные методы психокоррекции можно применять после консультации специалиста в домашних условиях, в чём-то могут помочь воспитатели и психологи в детских дошкольных учреждениях.

Такие симптомы, как раздражительность, чрезмерная эмоциональность, нервозность, капризность, навязчивые действия и привычки (обгрызание ногтей и прочее), проблемы с засыпанием и сном — всё это может быть последствиями детских фобий.

Диагностика детских страхов у дошкольников в зависимости от возраста проводится в форме беседы, игры, оценка тревожности может быть проведена через рисунок, сказку.

Составленная в процессе диагностики характеристика покажет, насколько ребёнок тревожен и укажет пути преодоления проблемы.

Существует множество методик, помогающих справляться с фобиями у детей дошкольного возраста. Все их можно разделить на два основных направления: игра и художественная деятельность.

Терапия через игру может проводиться в различных её видах: сюжетные игры, ролевые игры, подвижные игры и т. д. Такие методики помогают ребёнку раскрыться, преодолеть неуверенность в себе и пережить травмирующее воздействие без последствий, избавившись от фобий и тревожности. Такие методики часто оказываются единственным вариантом коррекции для малышей первых двух-трёх лет жизни.

В качестве художественной деятельности может применяться рисование, цветотерапия, лепка, рисование песком, аппликация, музыкальная терапия, танцетерапия. Все эти методики помогают ребёнку осознать свой страх, выразить его тем или иным способом, а в результате и преодолеть.

Перенесение предмета боязни в сказочный мир, изображение его на бумаге или попытка изобразить его другим способом (часто это делается в смешном и нелепом виде) обычно приводит к тому, что фобия постепенно отступает.

В совокупности с основными методами часто применяются ароматерапия, куклотерапия, сказкотерапия, общение с природой.

Несмотря на то что переживание страхов является неотъемлемым элементом развития психики, непроходящие состояния, связанные с боязнью и фобиями, могут негативно сказываться на психоэмоциональном состоянии ребёнка и препятствовать гармоничному развитию личности.

Воспитание адекватной боязни реальных опасностей и угроз должно проходить в совокупности с поддержанием в ребёнке уверенности в себе, чувства защищённости. Любовь, забота, внимательное и чуткое отношение родителей к своему ребёнку всегда будут лучшими мерами профилактики развития детских фобий и тревожности.

Как избавиться от фобии

Важно своевременно выявить фобию и начать лечение. Успех зависит от того насколько правильно поставлен диагноз и насколько правильно составлен план лечения. Поэтому рекомендуется сразу обратиться к психологу, а не заниматься самолечением. Однако на ранней стадии фобии можно самостоятельно минимизировать проявления симптомов.

Самостоятельное избавление от фобии

Основной метод борьбы со страхом – сближение с ним. Поэтому рекомендуется чаще общаться с родственниками и знакомыми, у которых есть дети. Можно посетить форумы мам или лично пообщаться с матерями. Далеко не все родители считают отпрысков обузой, для большинства пар это осознанный шаг и большое счастье.

В качестве самопомощи рекомендуется освоить дыхательную гимнастику, медитацию и техники самоконтроля. Техники саморегуляции используйте в моменты особого напряжения, дыхательная гимнастика подойдет как для ежедневных практик, так и для успокоения при контакте с предметом страха, медитация подходит для регулярных занятий.

Чтобы лучше понять свои ощущения, попробуйте выполнить такое упражнение:

  • возьмите лист бумаги и запишите на нем все, что на ваш взгляд вызывает страх;
  • напротив каждого страха, связанного с детьми, напишите предположительную причину, скрытый смысл (страх перед родами, боязнь потерять себя, ошибиться в воспитании);
  • в противовес каждому страху напишите позитивное утверждение, контраргумент;
  • ежедневно обращайтесь к этому списку, обращайте внимание на положительный список.
Как избавиться от фобии

Это важно! Если при встрече с детьми или при разговоре о них вы испытываете злость, раздражение, агрессию, то нужно обратиться к психологу. В этом случае нельзя заниматься самолечением!

Советы психолога

Основной метод лечения – психотерапия. Психотерапевтические беседы помогают решить следующие задачи:

  • первопричина страха;
  • поиск и разрешение внутриличностных конфликтов;
  • изменение мышления и поведения человека;
  • обучение клиента принятию ответственности, осознанности.

За педофобией может скрываться эгоизм и личностная незрелость. Не исключено, что человек боится детей, потому что сам психологически находится на их уровне. Причиной этого может быть детская обида на родителей, неотработанная ревность и другой негатив, зависимость от других людей, привычка находиться под гиперопекой. Психолог помогает найти точную причину и подготовить индивидуальную программу коррекции личности.

После того как первопричины найдены, старые травмы разобраны и уничтожены, можно переходить к когнитивно-поведенческой психотерапии или гипнозу. Психолог и клиент составляют список пугающих ситуаций, организуют сближение со страхом. По мере этого больной осваивает техники саморегуляции и новые стратегии поведения в пугающих ситуациях.

Это важно! Если фобия детей сопровождается паническими атаками, то назначается медикаментозное лечение (транквилизаторы, седативные средства).