7 самых ранних признаков задержки речи у детей

Развитие речи ребенка можно отнести к проблеме, которая больше всего волнует родителей. На практике переживания родителей выглядят по-разному. Первый тип пап и мам начинает волноваться, когда кроха в 2 года не может произнести развернутую фразу. А другой тип родителей долго не замечает патологии в развитии речи малыша. Второй тип родителей только после слов врача начинает заниматься с ребеночком.

Основные причины задержки речи

— Внутриутробная патология: нарушения речи у малыша складывается у будущей мамы на третьем и четвертом месяцах беременности. В этот период у плода идет активное формирование структур головного мозга, и очень важно пройти этот период без осложнений: резус-конфликт, инфекции, химическая и алкогольная интоксикация, стресс;

— роды. От того, насколько благополучно пройдут роды, зависит будущее ребенка. На задержку речи ребенка во время родов влияют инфекции, асфиксия, родовая травма;

— наследственность. Важно помнить, что речь не является врожденной функцией головного мозга. Однако наследственность влияет на развитие различных особенностей нервной системы, дыхательного аппарата, губ, языка, неба. Наследственными патологиями задержки речевого развития у детей являются логоневроз (заикание), дислалия (нарушение звукопроизношения), тахилалия (патологически ускоренный темп речи);

— нарушение слуха. Даже незначительное снижение слуха влияет на развитие речи ребенка. Потеря слуха может произойти после приобретения малышом речевых навыков или до этого. Когда ребенок перестает слышать, он теряет способность к самостоятельному овладению речью. Неразвитая речь или ее отсутствие приводит к несформированности мышления и нарушению слуховой памяти, которая очень важна в первые годы жизни ребенка.

Задержка речевого развития у ребенка до года

Правильное развитие малыша охарактеризовывается следующими этапами:

  • Гуление. Оно наблюдается у малыша с 1.5 до 2 месяцев.
  • Лепет. Наблюдается у ребенка от 4 до 5 месяцев. Слова, похожие на лепет, произносятся крохой от 7 до 8.5 месяцев.
  • Первые слова. У девочек они произносятся в 9–10 месяцев, мальчики начинают позже говорить. Их первые слова можно услышать в 11–12 месяцев.

О задержке речевого развития у детей говорят следующие признаки:

  1. У малыша замечена маленькая активность гуления.
  2. Недостаточно лепета.
  3. Кроха не может понять простые слова.
  4. Плач однотипный.
  5. К 4 месяцам малыш эмоционально не реагирует на слова взрослых.
  6. Кроха молчит.
  7. В 8 или 9 месяцев малыш не может произнести простые слова «мама», «папа».

Как определить задержку речевого развития у ребенка в раннем возрасте – изучаем признаки и симптомы ЗРР

Если до четырех лет ребенок не разговаривает самостоятельно, либо формирование речи не соответствует возрасту, то ставится диагноз – задержка речевого развития.

Признаки ЗРР:

С рождения до трех месяцев:

  • На звучание игрушки, голос не реагирует.
  • Не поворачивается в сторону источника звука.
  • Неестественно протекает доречевой период (редко агукает и гулит, мало звучность, однотипность произносимых звуков).
Как определить задержку речевого развития у ребенка в раннем возрасте – изучаем признаки и симптомы ЗРР

От 4 до 7 месяцев:

  • На звуки все еще не реагирует (нет лепета и гуления).
  • К издающим звуки игрушкам не проявляет интерес.
  • Практически не откликается на жестикулирование взрослых.
Читайте также:  Как научить ребенка читать в домашних условиях?

От 8 месяцев до 1 года:

  • Не произносит повторяющихся открытых слогов (ба-ба, ла-ла) и не пытается говорить наипростейшие слова из 2-3 букв.
  • На звук нет реакции.
  • На просьбы показать, где у деда ушки, нос, глазки и т. д., нет соответственного ответа.
  • Не проявляет реакции на свое имя, на вопрос: «Где папа?» в ответ не смотрит в его сторону.
  • Не радуется во время совместных игр, не играет в пальчиковые игры.

От 1 до 2 лет:

  • Неактивно повторяет и не произносит простых слов, не понимает их.
  • Ограниченный словарный запас.
  • На вопросы, например: «Как тебя зовут? Что тебе дать?» не поступает даже однозначного ответа.
  • Аморфное лепетание с использованием только односложных слов (ням, ля, па, биби).
  • На предложение указать некоторые детали у известных персонажей, не может этого сделать. Например: «покажи, где у медведя лапы?»

От 2 до 3 лет:

Как определить задержку речевого развития у ребенка в раннем возрасте – изучаем признаки и симптомы ЗРР
  • Не может строить словосочетания из 2 и больше слов, словарный запас ограничен 20 и меньше словами.
  • Может говорить только фразами из мультфильмов, часто повторяет слова взрослых.
  • Даже с родными неохотно идет на речевой контакт.
  • Не может указать: вверх, вниз, вперед, назад.
  • По-прежнему используются аморфные слова, а звукоподражания не воспроизводятся.
  • Просьбу: «Возьми мяч и брось маме» не может выполнить (берет другой предмет или бросает другому человеку).

Перечисленные признаки говорят о ЗРР, которую необходимо корректировать до пятилетнего возраста.

Как диагностируют и лечат заболевание?

Диагностика задержки речи, как правило, происходит в тогда, когда ее развитие должно быть завершено. Дети к тому времени достигают трех-четырех лет. К сожалению, в основном диагноз ставится, когда самое удачное время для коррекции уже упущено. Родителям лучше всего не ждать, когда ребенок заговорит, а обследовать его.

Диагноз задержка речевого развития ставится после проведения комплексного обследования у соответствующих специалистов: невропатолога, психолога, логопеда.

Лечение назначается после определения всех факторов, приведших к появлению отклонений.

Если проблема имеет психологический характер, то хорошо подойдет для исправления ситуации дополнительная стимулирование речи. Отношения родителей и детей должны быть более эмоциональными. Также требуются занятия с логопедами-дефектологами и логопедами. Если у ребенка имеются проблемы неврологического характера, мозговые дисфункции, то требуемое лечение назначает невропатолог.

Потребуется прием лекарств ноотропного действия, которые улучшают интегративную функцию мозга и кровообращение в нем. Проблемы речевого развития у детей, имеющие неврологический характер, могут лечиться посредством метода транскраниальной микрополяризации. При этом области головного мозга, которые отвечают за развитие речи, подвергаются действию постоянного электрического тока слабой силы. Это позволяет активизировать их деятельность, что нормализует речевые функции.

Если задержка речевого развития вызвана нарушением слуха, то такие дети направляются в специальные детские учреждения.

Обратите внимание:

  • У ребенка лейкоз — есть ли луч надежды?
  • Проблемы со слухом у детей
  • Холера — смертельно опасное заболевание ребенка
  • Желудочно-кишечная инфекция грудничка

Нормы психоречевого развития

Чтобы помочь ответить на вопросы «ЗПРР — что это такое? И когда оно есть, а когда все в порядке?», приведем шкалу нормального развития ребенка до 7 лет. Нужно отметить, что психоречевое развитие – это целый комплекс навыков и умений. Кроме простого воспроизведения звуков, сюда входят правильное произношение слов и их логичное употребление, связывание отдельных слов в предложения, употребление без ошибок глаголов во времени, а также местоимений (я, он, мне, тебе и так далее), умение достаточно понятно и обоснованно выражать свои мысли и желания. Диагноз ЗПРР ребенку должен ставиться в возрасте примерно 5 лет. Приводимая ниже таблица поможет родителям сориентироваться, что и в каком возрасте должен уметь их малыш.

Отклонения от этих норм могут стать для родителей поводом обратиться к врачу за консультацией.

Последствия

ЗРР, если лечение не будет проводиться, то можно ждать следующие последствия:

  • с годами разница в психическом и интеллектуальном развитии у детей становится все более ощутимой;
  • занятия на уроках в школе будут затруднены, может быть вопрос о переводе ученика в специализированное, коррекционное, заведение.
  • Родителям на заметку: беговелы для детей от 1 года до 7 лет

Намного проще предупредить задержку речевого развития, чем потом ее вылечить. Взрослые просто обязаны проводить со своим крохой больше времени, и начинать общаться с ним с того момента, как только узнали о его существовании, то есть, когда он находится еще в утробе матери. Если дети не страдают от нехватки общения со взрослыми, они желанны и любимы, то никогда не возникает проблем с речевым развитием.

Как помочь врачам?

Лечение будет более успешным, если специалистам будут помогать родители. Ребенок проводит с ними большую часть времени, поэтому регулярные занятия с мамой и папой дадут огромный положительный эффект. Чтобы определить, какую работу родителям необходимо ежедневно проводить с ребенком, следует проконсультироваться со специалистом.

Хорошие результаты приносят следующие упражнения.

Как помочь врачам?
  1. Пальчиковые игры. Развитие ручной моторики улучшает и функционирование артикуляционного аппарата. С 2-3 лет ребенку полезно собирать пазлы, конструктор, играть с кубиками, мозаикой, шнуровкой, вкладышами, лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на леску.
  2. Подвижные игры. Для развития речи полезны игры, направленные на умение ориентироваться в пространстве, ловко двигаться, изменять скорость и направление движения. Хорошо, если все действия ребенка будут сопровождаться словами.
  3. Музыкальные игры. Они отлично развивают внимание, учат сосредотачиваться, улавливать изменение тембра, ритма. Можно угадывать голоса животных, различные музыкальные инструменты, с детьми постарше – названия мелодий.
  4. Развитие зрительного внимания. Для улучшения речи незаменимы игры с разноцветными предметами, геометрическими фигурами, специальными карточками.
  5. Массаж. Он необходим в том случае, если ЗРР вызвана отклонениями в психофизическом развитии ребенка. Профессиональный массаж лучше доверить специалисту, а общеукрепляющие движения под силу делать и родителям.

Появление в речи глаголов и местоимений

К полуторагодовалому возрасту в речи ребенка наблюдается огромный скачок, а именно — появляется фраза. Когда малыш играет, он может комментировать свои действия простыми словами и предложениями: «Машинка биб-биб», «Кукла бах».

Предлагаю вашему вниманию книги для малышей:

  • Эрик Карл «Десять резиновых утят». Слушая и рассматривая эту книгу, малыш сможет узнать, каким образом игрушки появляются на свет и как попадают в магазины; познакомиться с обитателями морских глубин и научится считать до 10. Также ребенок сможет развить основные навыки ориентации в пространстве, назвать стороны света.
  • Эрик Карл «Очень голодная гусеница». В этой замечательной книге примерно 30 страниц и не больше 200 слов. 200 слов, которые родители читают своим малышам на двадцати четырех языках уже в течение сорока лет.
  • Лучшие книги для малышей — сказки на ночь, сказки-мультфильмы, первые стихи

В 2 года в речи начинают появляться предложения из трёх слов. В обиходе присутствует местоимение и прилагательное. Ребенок про себя уже говорит «Я».

В разговоре задавайте такие вопросы, отвечая на которые малышу придется давать развернутый ответ: «Ты будешь есть кашу или рагу? — «Я буду есть рагу». В это время дети очень активно обогащают свой словарный запас.

Истории мам с комментариями логопеда

Ребёнок начал произносить первые слова ещё до года, а потом к 2 годам перестал вообще что-либо говорить, даже «да» и «нет». В 2,9 он может сказать какое-то новое слово один раз, но больше не скажет его, сколько ни уговаривай.

— Возможно, ваша ошибка состояла в том, что если ребёнок говорил какое-то новое слово, вы активно просили его повторить. Например, ребёнок сказал слово «мишка», не надо ему сразу говорить: «Скажи ещё раз — мишка!». Обыграйте это слово. Например, положите мишку в шкафчик незаметно от ребёнка и предложите ему шкафчик открыть. Когда он его откроет и увидит мишку, эмоционально прокомментируйте: «Ой, кто это? Это же мишка!». Ребёнок на эмоциях повторит это слово. Можно также заворачивать маленькие фигурки в фольгу или прятать их в крупу, чтобы ребенок искал их. Тут тоже важно эмоционально реагировать на фигурки и четко произносить их названия.

Ребёнок 2,3 года говорит много слов, но не договаривает их до конца, например, ма по, это значит, машина поехала, ма и ми – Маша и Миша.

Чаще всего, это происходит из-за того, что родители слишком быстро говорят, потому ребёнок успевает уловить только первые буквы слова и запоминает их. Стоит говорить медленнее и чётче, активно артикулируя. Чтобы привлечь внимание к губам и правильной артикуляции, мама даже может красить губы яркой помадой.

Ребенок в 3 года плохо говорит на русском языке, хотя многие слова на английском произносит без проблем и даже строит предложения. Мы не занимаемся с ним специально английским, просто включаем ему мультики на этом языке.

Нарушение русской речи могло произойти из-за просмотра иностранных мультфильмов. Я всегда говорю родителям: не стоит показывать ребенку, который еще плохо говорит, мультики на иностранном языке, т.к. в силу билингвизма может произойти задержка речи. Особенно это актуально до 2,5 лет. Конечно, это необязательно приводит к речевым нарушениям. Бывает и наоборот, ребенок быстро овладевает сразу двумя языками, но это скорее исключение из правил.

У вас остались вопросы к логопеду? Пишите их в комментариях.

Быстрая связь с редакцией [email protected] Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

  • Поделиться
  • Поделиться
  • Поделиться

Теги: Все о детях, Дети до 3 лет, Дошколята: особенности развития