7 правил формирования у ребенка положительной самооценки

20 апреля 2012. Раздел Психология

Как формировать у ребенка способность к самообладанию

Под­ра­жая нахо­дя­щимся рядом людям, ребе­нок фор­ми­рует навыки. Он копи­рует слова, жесты, эмо­ции, поступки. Без вни­ма­ния не оста­ется ни реак­ция взрос­лых на раз­дра­жи­тели, ни пове­де­ние в кон­фликт­ных ситу­а­циях. Даже мла­де­нец пони­мает, когда его хва­лят, а когда ругают, чув­ствует он и роди­тель­скую тре­вогу, даже если мама и папа ста­ра­ются ее не выдавать.

Фразы, эмо­ци­о­наль­ные реак­ции откла­ды­ва­ются в созна­нии детей, а затем акти­ви­зи­ру­ются в жиз­нен­ных ситу­а­циях. У плак­си­вой мамы непре­менно будет плак­си­вая дочка, а гру­бый отец уви­дит про­яв­ле­ние гру­бо­сти у своих детей.

Если взрос­лый явля­ется эмо­ци­о­нально неста­биль­ной лич­но­стью — это непре­менно ска­жется на ребенке. Депрес­сив­ные мамы или импуль­сив­ные папы, кото­рые излишне эмо­ци­о­нально реа­ги­руют на все, повы­шая голос, раз­бра­сы­вая вещи и про­яв­ляя агрес­сию, даже не заду­мы­ва­ются, какой урон нано­сят дет­ской пси­хике. Сна­чала такое пове­де­ние роди­те­лей все­ляет тре­вогу. Ребе­нок ста­но­вится каприз­ным, плохо спит, посто­янно чего-то боится, часто пла­чет без повода — пси­хика трак­тует при­сут­ствие род­ствен­ни­ков как опас­ность. Это состо­я­ние будет посте­пенно пере­но­ситься на весь окру­жа­ю­щий мир — малыш будет вос­при­ни­мать его как агрес­сив­ный и опас­ный. В буду­щем он нач­нет вос­про­из­во­дить ско­пи­ро­ван­ное пове­де­ние близ­кого род­ствен­ника — будет каприз­ным, импуль­сив­ным, истеричным.

Со спо­кой­ными и пони­ма­ю­щими роди­те­лями ребе­нок будет адек­ватно реа­ги­ро­вать на труд­но­сти, про­яв­лять любовь и заботу, при­ни­мать реше­ния, активно дей­ство­вать — он впи­тает в себя эти каче­ства. Само­об­ла­да­нию ребенка могут научить только роди­тели, обла­да­ю­щие этим качеством.

Самооценка у детей дошкольного возраста

Значение самооценки для ребенка

Поскольку самооценка у детей дошкольного возраста закладывает основы их поведения в будущем, к ней нужно относиться с должным вниманием. В процессе жизни, конечно, этот показатель может поменяться и не один раз, но именно в дошкольном возрасте закладывается базис сознательного мировосприятия, а также основные модели поведения.

Окончательно формирование самооценки у ребенка происходит в старшем дошкольном возрасте. То есть между пятью и семью годами. Этот период характеризуется быстрым ростом, физическим, умственным и эмоциональным развитием. Ребенок начинает во много действовать осознанно, старается во всем подражать взрослым. А его нервная система и интеллект готовятся к систематически нагрузкам, которые ребенок будет получать в школе.

Читайте также:  Виды кист в головном мозге у ребенка, симптомы и лечение

Именно осознанность, которая отныне начинает присутствовать во всех поступках ребенка, и оказывает основное влияние на развитие его самооценки. Теперь он вполне уже может осознавать, что он «хороший» или «плохой» на основе личностных достижений или неудач, к осознанию которых он пришел самостоятельно. А не потому что так говорят родители или воспитатели в детском саду.

В связи с этим, разделяют три вида самооценки:

  • Завышенная
  • Адекватная
  • Заниженная

Завышенная самооценка у ребенка

На самом-то деле, завышенная самооценка у ребенка дошкольного возраста – это, в большинстве случаев, абсолютно нормальное явление. Особенно, у тех детей, которые не прошли опыт социализации в детском саду. Ведь для любого родителя его ребенок считается самым умным, самым красивым, самым талантливым и одаренным. И, естественно, каждый любящий родитель будет напоминать об этом своему чаду при первой же возможности.

Такие дети, как правило, очень подвижны, стараются во всем и всегда быть первыми, занимать лидирующие позиции и доминировать над другими детьми. Они не в состоянии анализировать свои поступки, да и не стремятся к этому. В случае, когда им не удается привлечь внимание сверстников или педагогов своими знаниями и умениями, стараются сделать это другими доступными им средствами. То есть нарушение правил поведения.

Заниженная самооценка

Для детей с заниженной самооценкой характерны моменты поведения прямо противоположные. Они тихи и незаметны, малообщительны и не способны постоять за себя. Они нуждаются в поддержке со стороны взрослых, поскольку сами считают, что у них не может ничего получиться. Заниженная самооценка у ребенка является основной причиной их безынициативности и нежелания браться за сложные задачи.

Адекватная самооценка

Дети с адекватной самооценкой придерживаются «золотой середины». Они уверены в себе, но без заносчивости, способны анализировать свои поступки, легко идут на контакт со взрослыми и сверстниками, не отказываются от похвалы, но и не страдают от ее отсутствия.

Диагностика самооценки детей, а также ее своевременная корректировка, поможет избежать целого ряда проблем поведенческого и психологического характера в будущем

КАК ПОВЫСИТЬ САМООЦЕНКУ У РЕБЕНКА

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ У ДЕТЕЙ

Читайте также:  Билирубин у новорожденных: норма, решение проблемы высокого показателя

Личностная самооценка как объект исследования

Процесс становления самооценки незаметен и непонятен для людей, не разбирающихся в особенностях функционирования психики. Подобная неосведомленность приводит к тому, что родители неправильно воспитывают ребенка, который затем не может адаптироваться к реальной жизни. Изучением процесса становления внутреннего самовосприятия занимались многие ученые (Г. Бернс, С.Г. Якобсон, Б. И. Наумов и др.), но до сих пор не существует однозначного мнения по поводу того, какая самооценка является наиболее подходящей для личностного роста детей.

Самооценка выступает в роли некой предпосылки, способствующей становлению активной жизненной позиции индивидуума. Зачастую формирование самооценки ребенка завершается к 7 годам, постепенно приходит осознание своей роли в этом мире. Психологи считают, что вероятный сценарий дальней жизни маленького человечка во многом зависит от его отношения к себе. Дошкольник с адекватной самооценкой обладает следующими качествами: коммуникабельность, активность, чувство юмора, он спокойно воспринимает проигрыши в активных играх.

Методы и приемы коррекции заниженной самооценки

  • Хвалить ребенка необходимо правильно. Поводом для похвалы могут становиться конкретные достижения, а не красота, здоровье ребенка и его природные способности. Из жалости хвалить ребенка не следует;
  • Просите у ребенка совета или помощи как у равного, чтобы он осознал свою значимость;
  • Поощряйте инициативность ребенка и поддерживайте его стремление к достижениям;
  • Не сравнивайте его с другими людьми. Правильнее будут сравнения его с ним же в прошлом с выделением роста и изменений в лучшую сторону;

Воспитывайте в своем ребенке уверенность в том, что он хороший человек

Все родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы у них складывались хорошие отношения с другими людьми. Так оно и будет, если вы научите своего ребенка совершать добрые дела, получая от этого удовольствие . Не старайтесь отгородить ребенка от семейных проблем.

Ребенок постоянно должен получать практическое подтверждение того, что он способен быть ответственным, самостоятельным, компетентным и добрым человеком. Тогда у него будет высокая самооценка и адекватный уровень притязаний.

Формируйте систему ценностей

Объясните ребенку, что судить о человеке по внешнему виду — это поверхностно. Не критикуйте других в присутствии ребенка, он не должен принимать участия в таких разговорах или быть их свидетелем. Детское сознание очень восприимчиво, и подросток спроецирует на себя критику, направленную на других.

Читайте также:  Детская пеленка - размеры, удобные для пеленания и других целей

Объясните, что нас определяет не столько внешний вид, сколько личные качества и внутренний мир

Обсуждая внешние особенности, мы попадаем в определенную систему стереотипов и становимся зависимыми от них. И получается, что не «я живу», а «меня живут». «Меня живут» — навязанные размеры, параметры и представления о том, как я должна выглядеть.

Завышенная самооценка у ребенка

Самооценка детей начинает вырабатываться с раннего детства. На ее формирование воздействуют, прежде всего, родители, воспитатели и окружающие дети. В дошкольном возрасте уже можно понять, какая самооценка у малыша, исходя из его действий и поступков.

Самооценка считается компонентом самосознания и включает в себя, одновременно с представлением о себе, оценку индивидом собственных физических качеств, способностей, морально-нравственных качеств и действий.

Завышенная самооценка является неадекватно завышенным оцениванием себя малышом. Такие дети стремятся всегда и во всем быть первыми, требуют, чтобы все внимание взрослых принадлежало им, они считают себя намного лучше других, зачастую это мнение может быть ничем не подкреплено.

Завышенную самооценку может вызвать низкое оценивание его поступков ровесниками, а заниженную самооценку – слабая психологическая устойчивость.

На завышение самооценки могут влиять не только близкие люди и окружающий социум, но и характер ребенка, свойства его личности.

Дети, имеющие завышенную самооценку, характеризуются сравнительной ограниченностью в овладении видами деятельности и высокую направленность на коммуникационное взаимодействие, причем, часто, оно бывает малосодержательным.

Если ребенок чрезмерно агрессивен, то это свидетельствует о крайней самооценке. Это означает, что она может быть либо совсем низкой, либо чересчур завышенной.

Приблизительно с 8-летнего возраста малыши начинают оценивать свою успешность в различных сферах самостоятельно. Наиболее значимыми факторами для них являются школьная успешность, внешний вид, физические способности, социальное принятие и поведение. Наряду с этим школьная успешность и поведение является наиболее важным для родителей, а другие три фактора – для сверстников.

Поддержка родителей и принятие малыша, его стремлений и увлечений в наибольшей степени воздействуют на формирование адекватного уровня общей самооценки, а школьная успешность и ряд других факторов, значимы только лишь для самооценивания способностей.