5 способов, как пережить кризис первого года у ребенка

Воспитание детей 4– 5 лет является важным и ответственным этапом в жизни родителей. Этот возраст считается переходным от раннего детства к дошкольному периоду.

Правила построения занятий

Содержание

  • 1 Правила построения занятий
  • 2 Что должен уметь ребёнок в 3 года
  • 3 Кризис трёхлетнего возраста
  • 4 Виды развития ребёнка
    • 4.1 Физическое
    • 4.2 Познавательное
    • 4.3 Сенсорное
    • 4.4 Музыкальное
    • 4.5 Речевое
    • 4.6 Мелкая моторика
    • 4.7 Творческое
    • 4.8 Социальное
    • 4.9 Математика
      • 4.9.1 Минимальный уровень знаний
      • 4.9.2 Карточки
      • 4.9.3 Пазлы
      • 4.9.4 Какие нужны прописи
      • 4.9.5 Раскраски
    • Логика
    • Бытовые навыки

Все развивающие задания для детей 3-4 лет строятся в игровой форме. Так они воспринимают и запоминают информацию намного лучше.

Правила построения занятий

Проводить такие занятия лучше после дневного или ночного сна. В это время малыш лучше всего усваивает информацию. Однако играя с ребёнком в развивающие игры, нужно следить, чтобы упражнения не превышали 25 минут, так как дольше этого времени он концентрироваться не может.

Чтобы упражнения давали максимальный эффект, необходимо заранее не только подготовить вещи, которые будут при этом использоваться, но и продумать сценарий. При этом все задания должны быть направлены на развитие различных навыков, но объединены в один сюжет. Например, все задания можно построить на помощи тому или иному сказочному или же мультипликационному герою.

Кризис лет: причины и симптомы

В 5–6-летнем возрасте ребенок стремится повзрослеть – это основная причина кризиса. Пока что он может только подражать взрослым. Стараясь копировать поведение старших членов семьи, внимательно наблюдая за ними, он сталкивается с невыполнимостью своих желаний в данный момент. Также к причинам кризиса психологи относят:

  • знакомство с одиночеством – малыш иногда не может найти человека, с которым мог бы поделиться своими эмоциями и фантазиями;
  • стремление к активному общению – не всегда общение со сверстниками приносит моральное удовлетворение, к которому стремится ребенок;
  • начальный этап осознания самого себя как самостоятельной личности;
  • первый шаг к пониманию гендерных различий между людьми;
  • активное развитие коры головного мозга у детей пяти-семи лет, влияющее на количество и качество эмоций, управлять которыми малыш пока не научился.
Кризис лет: причины и симптомы

У некоторых детей 5-летний кризис проходит бессимптомно и почти незаметно для окружающих. Однако намного чаще родители отмечают резкие перемены в поведении ребенка. В большинстве случаев главным симптомом становится агрессия – малыш упрям, постоянно чем-то недоволен, раздражителен, груб и непослушен. Некоторые дети, напротив, становятся молчаливыми, замкнутыми и апатичными. Как помочь ребенку преодолеть критический период?

Малышу сложно справиться с критическим периодом самостоятельно. Конечно, явные попытки контроля со стороны родителей, а тем более угрозы, скандалы, рукоприкладство только усугубят ситуацию и могут надолго (или даже навсегда) разрушить взаимопонимание в семье. Игнорировать ребенка тоже нельзя – помочь ему можно, только если искренне в него поверить и продолжать дарить свою любовь.

Больше доверия и самостоятельности!

Излишняя опека вредна для дошкольника, переживающего этот кризис. Родителям придется поверить в его способность самостоятельно решать некоторые проблемы и выполнять действия без помощи взрослых. Если мама и папа не хотят, чтобы в будущем ребенок вырос безынициативным и слабохарактерным, самое время предоставить ему возможность быть самостоятельным, взрослым – а значит, ответственным:

Кризис лет: причины и симптомы
  • у взрослых есть обязанности, пусть у малыша они тоже будут (вместе с поощрениями за добросовестное исполнение и взысканиями – в меру строгими – за пренебрежение ими);
  • мама и папа могут просить помощи у ребенка как у равноправного члена семьи;
  • все запреты и ограничения, равно как и поощрения, должны быть понятными ребенку: он должен знать, что его наказывают не просто так, родителям нужно подробно разъяснять причины и рассказывать о причинно-следственных связях между проступком и наказанием;
  • предлагать помощь малышу можно, навязывать ее нельзя – если он отказался, нужно оставить его в покое.
Читайте также:  113 идей, что подарить родителям на Новый год 2021

Направить фантазию в мирное русло

Бурная фантазия – это неплохо, если найти для нее достойное применение. Не следует запирать ребенка в четырех стенах. Лучшее «лекарство» в этом возрасте – разнообразные кружки и секции. Они помогут ребенку выплеснуть лишнюю энергию (и агрессию), использовать свою фантазию и ощутить собственную значимость. К тому же секции – прекрасное место для знакомств и начала дружбы.

Дисциплина не на последнем месте

Кризис лет: причины и симптомы

Вседозволенность – не лучшая тактика. Если ребенок 5–6 лет проявляет непослушание, с ним нужно говорить, обсуждать недопустимость его поведения, но ни в коем случае не игнорировать. Малыш должен осознать, что мир сложнее, чем ему кажется, нельзя просто в один миг повзрослеть и общаться с родителями в агрессивной манере. Если не сделать этого сейчас, кризис вернется позднее – в подростковом возрасте.

Основные симптомы

  1. Лишение непринужденности поведения. Ребенок задумывается о правильности и целесообразности своих желаний и поступков.
  2. Искусственное поведение. Ребята, пытаясь оправдать ожидания и требования взрослых, демонстрируют, не присущи им качества, а некоторые способны скрывать.
  3. Симптом «горькой конфеты». Чаду плохо, но он старается это утаить. Семилетка еще не освоив новых форм поведения, теряет старые. Ребенок еще не способен управлять своими чувствами, не умеет их сдерживать. Это приводит к трудностям в воспитании, замкнутости ребенка, неуправляемости.

Что хорошего может быть в кризисе?

О чем важно помнить

  • Все плохое, что приносит кризис, — возрастная особенность. Это не значит, что вы неправильно воспитываете ребенка, что он избалован или «не научился вести себя хорошо». Он не выводит вас из себя нарочно, не делает назло, не манипулирует, потому что пока не умеет.
  • Кризис не будет длиться вечно, он пройдет. И вам необходимо встретить его и проводить со всем возможным спокойствием и пониманием происходящего.
  • Основная задача трехлетнего «маленького вулкана» — научиться отстаивать свое мнение, сохраняя при этом отношения с людьми.

Помощь специалиста

Благополучно пройдя кризис своего крохи, мама, папа и другие члены семьи должны усвоить самое важное: ребёнок, даже маленький, — отдельная единица, уже формирующаяся личность. Необходимо уважать его желания, интересы, считаться с его стремлением к миропознанию и самостоятельности. Взрослые обязательно должны научиться договариваться в особо важных вопросах по воспитанию ребёнка, сохранять эмоциональный контакт с ним и адекватные границы дозволенного.

Читайте также:  Как выбрать школу для ребенка — семь важных моментов

А если родители, как им кажется, сделали абсолютно всё, чтобы помочь ребёнку справиться с первыми серьёзными сложностями в его жизни, но что-то пошло не так, и проблема не ушла, а только усугубилась? Что же делать тогда? В этом случае не обойтись без помощи специалиста — детского или семейного психолога. Ведь поведение детей — во многом отражение картины семьи, и кто, как не специалист, может разобраться в этом вопросе. Он сможет точно выявить причины проблемы, помочь преодолеть разногласия. А также даст ценные рекомендации по выработке навыков более эффективного поведения по отношению к ребёнку в той или иной ситуации.

Помощь специалиста

Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и др

Доктор Комаровский о кризисе 3 лет

Известный и очень популярный сегодня среди мамочек педиатр Евгений Комаровский утверждает, что «корень проблемного поведения ребёнка лежит в его стремлении к самостоятельности». Доктор рекомендует соблюдать три педагогических правила, которые позволяют справляться с непослушанием малыша в целом и смягчить проявления кризиса в частности:

Помощь специалиста
  1. Количество «нельзя» необходимо свести к минимуму. Родителям это слово нужно стараться произносить крайне редко, но от малыш должен беспрекословно его выполнять. Это будет стоп-слово и сигнал для ребёнка, указывающий на опасность. И тогда «нельзя баловаться со спичками», «нельзя ходить зимой без шапки» и другие воспитательные запреты не затеряются среди множества других несущественных ограничений. Малыш поймёт, насколько важно соблюдать «нельзя».
  2. Родители должны придерживаться единой позиции воспитания. Если мама против, значит, и папа должен её поддержать в каком-то принципиально важном вопросе и тоже сказать: «Нет!». Несогласие в принципах воспитания обнуляет родительский авторитет в глазах ребёнка.
  3. Не допускать никакой двусмысленности слов. Нет — означает НЕТ. Недопустимо слишком часто использовать это слово. Но если оно уже сказано сегодня, то завтра ни в коем случае не может трансформироваться в «да». Абсурдно и непонятно для малыша сегодня запрещать ребёнку играть в папином кабинете, а завтра разрешить «лишь бы не мешал».

Особое внимание доктор Комаровский уделяет детским истерикам: это способ манипуляции родителями. Когда такое происходит, врач рекомендует взрослым всем своим видом демонстрировать абсолютное безразличие и спокойствие: выйдите из комнаты с улыбкой или продолжите свои дела.

Людмила Петрановская о кризисе 3 лет у детей — видео

Помощь специалиста

Кризис 3-летнего возраста можно преодолеть, не допустив каких-либо неприятных последствий. Самое важное — понять, что же необходимо вашему ребёнку, разумно подойти к вопросу воспитания и убедиться, что малыш знает, что его любят и понимают. Только в таком случае кризис раннего возраста пройдёт быстро и безболезненно.

Похожие записи: Температура у детей при прорезывании зубов: что делать? Что делать, когда ребёнок боится темноты Тест на беременность когда делать

Помощь специалиста

Результат кризиса

В результате кризиса 7 лет, согласно теории Выготского, у первоклассника формируется новая структура личности. Ведущая деятельность становится учебной. Общение со взрослыми выходит на новый уровень – они становятся нужны для реализации познавательного интереса. Взаимодействие со сверстниками разнообразное, но в него также включается новый момент – деловое общение.

Читайте также:  Лечение ротавируса у детей, симптомы и профилактика

Среди личностных новообразований: внутренняя позиция школьника, возрастающий уровень самостоятельности, качественные изменения в мышлении – постепенно оно преобразуется в словесно-логическое. Другие психические процессы также развиваются:

Результат кризиса
  • память из механической превращается в произвольную и опосредованную;
  • воображение становится шире и ближе к реальности за счет накопления жизненного опыта;
  • внимание в большей степени сконцентрировано и осознанно.

Детский кризис 7 лет – это не время издевательства над родителями, как им это может показаться, а нормальный этап развития человека. Без этого периода не произошло бы всех тех личностных новообразований и изменений в психике, которые необходимы для качественной учебы.

Вместо заключения

От того, как малыш переживет кризис 5 лет, многое зависит. На карту поставлено гармоничное становление личности, понимание и принятие своего места в обществе и среди родных. Задача взрослых заключается в том, чтобы помогать ребенку преодолевать временные трудности. А главное – учить его, как правильно это делать. Уделяйте ему достаточно времени. Помогайте, если видите, что помощь не помешает, но деликатно и ненавязчиво. Проявляйте интерес к его жизни и давайте понять: он – самое ценное, что у Вас есть. А потому Вы всегда будете рядом, когда он в этом нуждается, и поддержите в трудную минуту.

Дата:

Если рядом истерит чужой ребенок

Мне часто задают вопрос том, как себя вести, когда рядом с вами другие родители не справляются со своим ребенком в истерике.

В этой ситуации можно присоединиться и помочь, но не ребенку, а маме или папе. Спросить: «Я вижу, что вам плохо, что ваш ребенок сейчас плачет. Я могу помочь? Может быть, сумки поднести?». Если вы налетите со словами: «Как ты смеешь шлепать ребенка», велики шансы, что дома этого ребенка отшлепают в четыре раза больше.

Какие действия нельзя совершать?

Для исключения ошибок в этот трудный для воспитания период, психологи советуют обратить особое внимание на те поступки взрослых, которые являются недопустимыми:

  1. Не показывайте свою власть, силу и не давите родительским авторитетом. Всегда лучше оставаться другом.
  2. Не лишайте малыша желания быть самостоятельным. Это может привести к инфантильности во взрослой жизни.
  3. Соблюдайте здоровый баланс между запретами и вседозволенностью. Ваши решения должны быть разумными.
  4. Взрослые должны следовать единой системе воспитания. Нельзя допустить, чтобы ребенок, услышав от мамы запрет, пошел с той же просьбой к бабушке, зная, что получит разрешение.
  5. Постарайтесь сбалансировать время, посвященное малышу, и часы жизни, которые необходимы для решения взрослых проблем. Нельзя постоянно жить только ребенком. И он не должен требовать этого от родителей. Однако, посвящайте достаточно внимания именно ему.
  6. Следите за своей речью и поведением в присутствии крохи. Отличительная особенность этого возраста – подражание взрослым, впитывание речи, черт характера, поведения.
  7. Не срывайтесь на крик, а тем более, не позволяйте себе ударить ребенка, несмотря на кризис одного года.
  8. Не потакайте детским капризам. Не обещайте привлекательных походов, не покупайте спокойствие сладостями. Не берите на руки при появлении слез.